Хроника событий на Украине


Наши новости

21.11.15 
forum

11.11.15 
forum

25.10.15 
forum

05.10.15 
forum

 ВСЕ  НОВОСТИ

Новости АВИАЦИИ


 

 ПОМНИМ 

Герои Сталинграда

Лётчики совершившие воздушный таран

Лётчики-истребители 

Википедия о Каче

Виртуальная Кача

 

  Все качинцы

Сталинградское авиационное училище летчиков.

7 Сталинградская спецшкола ВВС

Волгоградский Центр «Качинец»

(школа юных космонавтов) приглашает подростков в возрасте 12-17 лет Занятия в Центре бесплатные. Прием с 9 до 11 и с 15 до 17 часов, кроме субботы и воскресенья ул. Пархоменко дом 43 подъезд 9 Т: 32-13-94

 Ахтубинская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой им. П.О. Сухого

Центральный Дом авиации и космонавтики


"Юный ястреб" ГУ АВИА СПОРТ КЛУБ  Прыжки с парашютом и полеты тел. 95-89-41, 95-79-79,  8-917- 330-4260  8-917- 330-4260 Услуги платные

 


B

К 100-летию Российской авиации

Качинцы – Герои Советского Союза

Александр Покрышкин

 

 

Трижды Герой Советского Союза маршал авиации

Покрышкин Александр Иванович

          Среди имен военных летчиков имя Александра Ивановича Покрышкина стоит особняком. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, в период Великой Отечественной войны, он был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приемов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца – искусного, яростного и благородного. Природная мудрость, честность, твердость характера и как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека.

Боец, целеустремленный и активный, ищущий свой путь, прекрасный организатор группового воздушного боя и, как показало время, воздушной войны, Покрышкин был весьма неудобен некоторым начальникам. Инициатива и самостоятельность отнюдь не всегда находят признание, а в военное лихолетье они стоили ему многих сил. При этом Александр Иванович

не был честолюбив, о чем говорит его отказ в феврале 1944 года от высокой должности в штабе ВВС и от скорых, через звание, генеральских погон.

Несмотря на внешнюю суровость, ему как истинному летчику был свойствен взвешенный и точный юмор. Сам он любил шутку, не обижался на остроты в свой адрес. По натуре Покрышкин был очень сдержан и деликатен. Соратники и близкие свидетельствовали, что брань в его устах была невозможна ни при каких обстоятельствах: ни в азарте воздушного боя, ни при промахах других людей, ни при домашних неурядицах.

Автор крылатой формулы: высота – скорость – маневр – огонь, Александр Иванович Покрышкин на земле был очень сдержан и немногословен, умея выражать свои мысли ясно и кратко.

Трижды Герой Советского Союза и национальный герой Росси родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в бедной семье переселенцев из Вятской губернии 6 марта 1913 года. Жизнь не баловала его с детства. В неполных 15 лет он был вынужден оставить учебу в школе и зарабатывать себе на хлеб – так сложились семейные обстоятельства…

Мечта о летной профессии овладела Покрышкиным еще в детстве. В своей книге «Познай себя в бою» А.И. Покрышкин пишет: «…двенадцатилетним мальчишкой я впервые увидел прилетевший агитсамолет. Среди всех жителей города, сбежавшихся на поле военного городка и окруживших самолет стоял и я… Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком».

В 1928 году Александр оканчивает семилетку. Некоторое время работает кровельщиком в строительных организациях.

Чтобы попасть в летную школу, надо было иметь рабочую специальность, «мещанская» профессия счетовода, кем мечтали видеть его родители, в эту категорию не попадала, и Саша поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчишка покидает отчий кров навсегда. Через полтора

 

 

Учащийся школы ФЗУ Александр Покрышкин

года он завершил учебу в ФЗУ, и до июля 1932 года работает слесарем-инструментальщиком. Затем добровольно идет на службу в РККА. По комсомольской путевке Покрышкина направляют в Пермь, в авиационную школу. Казалось, его мечта вот-вот осуществится, но пермскую школу с этого года переводят на профиль подготовки авиационных техников. Осуществление мечты было отложено на несколько лет. Но Александра ничем

было не остановить, с неукротимой настойчивостью он пишет рапорта о переводе в летную школу. Официальный ответ краток: авиации нужен и технический состав.

В декабре 1933 года А.И. Покрышкин оканчивает 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников. Авиатехником Покрышкин становится первоклассным. Его девиз: «знать все в авиации». В 1934 году он направляется на Курсы усовершенствования техсостава ВВС РККА имени К.Е. Ворошилова в Ленинграде. С декабря 1934 по ноябрь 1938 года Покрышкин – старший авиатехник авиационного звена в 74-й стрелковой дивизии в Краснодаре. По службе характеризуется отлично.

Уже тогда проявляется его творческая натура. Он вносит ряд предложений по усовершенствованию авиапулемета ШКАС, конструкции самолета-разведчика Р-5. Отправляет свои разработки в Москву и получает благодарственное письмо от Главного конструктора Н.Н. Поликарпова.

Инженерные знания, аналитический ум, творческая увлеченность была замечена командованием. А.И. Покрышкину поручают вести занятия с техническим составом части. Он преподает в аэроклубе, ведет кружок планеристов во время летних сборов. По собственным чертежам строит тренажер для тренировки летчиков.

А небо по-прежнему влечет его с невероятной силой. Он продолжает сам подниматься в небо на планере, позднее в качестве летчика-наблюдателя на самолете Р-5.

Воентехник 2-го ранга А.И. Покрышкин – любитель и знаток военно-исторической литературы. Его кумиры – знаменитые русские летчики П.Н. Нестеров – автор «мертвой петли», и Е.Н. Крутень, сбивший 20 самолетов противника в годы первой мировой войны, написавший книги «Воздушный бой» и «Истребительная авиация».

Дерзостная мечта о небе привела к неожиданному для всех поступку. В сентябре 1938 года Александр Иванович оформляет очередной отпуск и за 17 дней осваивает годичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен. Сопротивление отдела кадров ВВС наконец-то сломлено. Покрышкина направляют на учебу в знаменитую Качинскую школу летчиков,

и снова на «отлично» менее чем через год он заканчивает обучение. В 1939 году старший лейтенант А.И. Покрышкин получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, дислоцировавшийся в районе города Бельцы поблизости от советско-румынской границы.

И уже на этом этапе Покрышкин проявил себя как сторонник энергичного пилотирования с высокими перегрузками, инициатор стрельбы с предельно короткой дистанции. «Пусть слабаки стреляют на двести метров, а я буду стрелять на сто и меньше!» - говорил он.

Далеко не все командиры спокойно относились к нарушениям устаревших инструкций. «Это, - как пишет сам Александр Иванович, - в некоторых случаях приводило к конфликтным ситуациям. Но не даром говорят, что сибиряки народ упрямый. Несмотря ни на что, твердо придерживался своей линии».

 

 

Покрышкин А.И. – летчик 55-го иап.

 

За два месяца до начала войны 55-й иап, где служил Покрышкин, летавший до этого на И-15 и И-153, был перевооружен на новейшие истребители МиГ-3. Александр Иванович взлетел на новой машине одним из первых, оценил достоинства и обнаружил опасный конструктивный дефект, устраненный позднее в серийном выпуске самолета.

 

                                                      Истребитель МиГ-3

 

Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении самолета, Покрышкин все силы и знания отдавал совершенствованию своего летного мастерства. Например, вначале он плохо стрелял по «конусу» но постоянные тренировки вывели его в ряд лучших снайперов полка. Учитывая то обстоятельство, что летчики в воздухе хуже выполняли правые развороты, он намеренно тренировался именно в резких маневрах в правую сторону, хотя другие летчики избегали их. Вообще резкому маневрированию Покрышкин уделял большое внимание, и, чтобы выдержать значительные перегрузки в полете, он усиленно занимался спортом. В перерывах между тренировками Александр Иванович даже подсчитал, сколько времени уходит на изменение положения истребителя с момента воздействия летчиком на ручки управления, так как в бою это представлялось важным.

Боевое крещение А.И. Покрышкин получил уже в первые дни войны, будучи заместителем командира эскадрильи 55-го авиаполка. 23 июня при разведке переправ через реку Прут его пара встретила пятерку Ме-109. Отбивая атаку, на выходе из пикирования, короткими очередями Покрышкин подбил одного из «Мессеров». Завороженный видом своего первого поверженного врага, но сам попал под удар немецкого истребителя, но ушел на бреющем и посадил поврежденную машину на свой аэродром.

3 июля 1941 года, уже имея несколько побед в воздухе, Покрышкин был сбит огнем зенитной артиллерии над рекой Прут. Самолет в ходе приземления на опушке леса был разрушен. Летчику, несмотря на повреждение ноги,

удалось на четвертые сутки добраться до расположения полка. В санчасти Александр Иванович начинает вести тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Туда он заносит свои соображения и расчеты, рисует схемы.

Вскоре Александр Иванович вновь участвует в боях, вновь вылетает на штурмовку и ведет разведку и вновь его подбивают. 5 октября, в районе Запорожья, пара Покрышкина во время выполнения разведывательного полета была внезапно атакована четверкой Ме-109. Лишившись ведомого летчик в одиночку сумел сбить один истребитель противника и на подбитом самолете пытался выйти из боя. Три оставшихся «мессеров» бросились вдогонку, расстреливая беззащитный «МиГ».

«Перед самой землей, - вспоминал А.И. Покрышкин, - мотор заглох, выравниваю самолет и иду на посадку «на живот». В поле зрения земля, железнодорожная будка, девочка гонит корову прутиком. Такая мирная картина. И вдруг дробь по бронеспинке… В самолете раздаются взрывы, и он, с перебитым управлением, идет к земле. Грохот… Удар головой о приборную доску – и я теряю сознание…»

Приземлившись в поле, он пытался вывезти свой истребитель на грузовике, но оказавшись в окружении, был вынужден сжечь его. Александр Иванович несколько дней выходит из окружения с боями во главе группы солдат.

Однажды Александр Иванович Покрышкин сказал: «Кто в 1941 – 1942 годах не воевал, тот войны по настоящему не видел». В этом была большая правда – чего только не довелось испытать летчикам в ту тяжелую пору: отступление в условиях частой потери связи и управления, штурмовки на лишенных броневой защиты истребителях, которые сами летчики называли «пляской смерти», опасное переутомление после нескольких ежедневных боевых вылетов.

Не раз техники с изумлением рассматривали пробоины на «миге» Покрышкина. В одном из боев пуля, ударив в правый борт кабины, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла направо, оцарапав подбородок Александра Ивановича и забрызгав кровью стекло кабины. Два раза буквально у ног летчика не взрывались сброшенные на аэродром бомбы. Подобные случаи, а их было не менее десяти, писал А.И. Покрышкин в своих мемуарах, «заставили поверить в судьбу. Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда».

Фронтовая слава Покрышкина опередила его официальное признание. По распоряжению командира полка В.П. Иванова ему поручают переучивание молодежи с И-16 на МиГ-3. Он знакомит пополнение с тактическими

находками, автором которых был сам: с разомкнутым боевым порядком, с прицельной атакой сверху на большой скорости – так называемым «соколиным ударом», с эшелонированием по высоте. А потом начались тяжелейшие бои над Ростовом-на-Дону.

В конце 1941 года основная работа Покрышкина – разведчик, способный дать достоверную информацию командованию Южного фронта. В ноябре в условиях когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, на бреющем полете в одиночку (перед этим с тем же заданием вылетали два истребителя И-16 и не вернулись) находит в районе Ростова-на-Дону основную группировку танковой армии генерала фон Клейста – более 200 машин. От каких потерь избавили тогда Красную Армию мастерство и зоркость одного из ее летчиков! Значимость совершенного им была слишком очевидна, и Александр Иванович Покрышкин был удостоен своей первой награды – ордена Ленина.

              А.И. Покрышкин. 1942г

 

Вновь включившись в боевые действия, летая на штурмовку вражеских позиций и сопровождение бомбардировщиков, Покрышкин все чаще стал задумываться о методах воздушных схваток, занося свои мысли в сою тетрадь «Тактика истребителей в бою». Осенью 1941 года в тетради появляется запись: «Главная причина неудач при сопровождении бомбардировщиков была малая скорость истребителей. И как следствие этого – ведение боя на горизонтальных маневрах. Вывод следовал один: сопровождение бомбардировщиков, особенно устаревших конструкций, надо выполнять только на большой скорости. Для получения ее необходимо сопровождающим звеньям и парам полет производить змейкой, выше и сзади бомбардировщиков, эшелонируясь по высоте. При этом пары и звенья истребителей, по моим взглядам, должны строить змейку навстречу друг другу, для взаимного прикрытия. Этот способ сопровождения методом «ножниц».

Но опасность подстерегала А.И. Покрышкина не только в воздухе. Летом 1942 года произошел несчастный случай, в результате которого винтом самолета УТ-2, командиру полка В.П. Иванову сломало руку и он был отправлен в госпиталь. В полк он уже не вернулся. Командиром полка назначили, бывшего штурмана полка, Н. Исаева. Давнее недружелюбие Исаева к Поррышкину вылилось в то, что командир полка, в конце 1942 года, сфабриковал дело, чтобы избавиться от непокорного подчиненного. Было отозвано представление к званию Героя Советского Союза. Покрышкина обвинили в нарушении наставлений и инструкций по действиям истребителей, исключили из партии и из штатного состава полка.

Несмотря на опалу, Александр Иванович продолжал разработку своих тактических приемов, которые, как он писал, «пригодятся моим друзьям, летчикам эскадрильи и полка». После вмешательства вышестоящего начальства «дело» было прекращено. В ходе личной беседы с «провинившимся» командующий 4-й воздушной армией генерал-майор Н.Ф. Науменко предлагает ему должность заместителя командира полка. Другой бы, пожалуй, ухватился за это предложение, а А.И. Покрышкин просит оставить его командиром своей эскадрильи. Многое связывало его с этим подразделением. И многое еще он намеривался проверить в боях. С этой эскадрильей, обученной им по собственной системе, Александр Иванович в апреле 1943 года возвращается на фронт на новых самолетах – американских истребителях Р-39 «Аэрокобра».

 

Р-39 «Аэрокобра»

 

12 апреля в одном из первых же боев по прибытии на Кубань Покрышкин на глазах у командующего ВВС фронта генерал-лейтенанта К.А. Вершинина сбил четыре «мессершмитта». За этот успех летчик-наватор был награжден орденом Красного Знамени. Позднее но уничтожил еще три вражеских самолета и довел число сбитых за день машин до семи.

Началось воздушное сражение на Кубани. По плотности боев и концентрации самолетов на достаточно узком участке фронта оно не имело аналогов во второй мировой войне. Для удержания стратегического Таманского плацдарма на аэродромах юга Украины, Крыма, Тамани немецкое командование сосредоточило более 1000 самолетов. Прибыли сюда и элитные истребительные эскадры: 52-я, 3-я «Удет» и 51-я «Мельдерс», названные в честь летчиков – национальных героев Германии.

Именно здесь проявились недюжинные способности Покрашкина как летчика – истребителя. Он первым широко использовал боевой порядок под названием «Кубанская этажерка» и способствовал его внедрению во все подразделения истребительной авиации ВВС. Он разработал и внедрил также и другие элементы воздушного боя, такие как выход из-под удара противника на вираже нисходящей «бочкой» с потерей скорости. Зазевавшийся враг проскакивал мимо цели и оказывался в прицеле. «Ищи противника, - учил Покрышкин. – Не он тебя, а ты его должен найти. Внезапность и инициатива – это победа. Атакуй смело, решительно. Маневрируй так, чтобы обмануть, перехитрить врага. Если не сбил – сорви его замысел. Этим ты уже достигнешь многого».

Установилась ясная погода, и каждый день над Голубой линией немецкой обороны проходило непрерывно, с постоянным наращиванием сил, до 50 групповых воздушных боев с одновременным участием до 200 самолетов. Шла, по воспоминаниям очевидцев, «настоящая рубка». В действиях люфтваффе впервые начали наблюдаться нерешительность и вялость, господство в воздухе необратимо переходило к советской авиации.

По официальным данным, Покрышкин сбил в небе Кубани 16 вражеских самолетов. К маю 1943 года Александр Покрышкин, имея на счету 363 боевых вылета, был, видимо, самым опытным советским пилотом на Кубани. Имя Покрышкина уже гремело во фронтовой и центральной прессе. В очерке «Хозяин неба – Александр Покрышкин» фронтовые корреспонденты А.Малышко и А.Верхолетов писали: «Разве он стреляет? – говорят о нем друзья. – Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь». Все огневые точки на самолете Покрышкина были переведены на одну гашетку. А американские газеты «Нью-Йорк таймс» и «Нью-Йорк геральд трибьюн» отмечали награждение советского аса Золотой медалью, высокой боевой наградой США. К концу сражения за Кубань на счету Покрышкина была 31 победа. В книге «История воздушной войны. 1910-1970», вышедшей в Германии, говорилось: «советские летчики, воевавшие на Кубани, завоевали мировую известность. Во главе их стоял Александр Покрышкин».

С 5 мая Александр Иванович начал летать на новой «Аэрокобре» с бортовым номером «100», сменив свою старую машину с номером «13».

24 мая 1943 года командиру эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка капитану Александру Ивановичу Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза.

В результате напряженнейших боев на Кубани значительная часть авиации обеих сторон оказалась выбитой, и на этом участке фронта в воздухе наступило временное затишье. Воспользовавшись этим, командующий авиацией фронта генерал К.А. Вершинин собрал большое совещание. На нем присутствовали отличившиеся летчики, командный состав и работники штабов авиационных частей и соединений. Там А.И. Покрышкин обнародовал свои тактические находки: «этажерку» из самолетов в порядке пар, сдвинутых в сторону солнца (этот порядок обеспечивал преимущество в боях на вертикалях), обосновал необходимость патрулирования на высоких скоростях, что шло в разрез с существующими тогда требованиями. Здесь же он выступил с критикой старого приказа об обязательном подтверждении сбитых самолетов наземными войсками. К счастью, его выступление нашло отклик не только среди присутствующих летчиков, но и у командования. Вскоре в 4-й воздушной армии и во всех частях ВВС официальным подтверждением факта победы согласились считать также донесения летчиков и стрелков – свидетелей воздушного боя.

 

 

 

Рисунки из знаменитой фронтовой тетради А.И.

Покрышкина «Тактика истребителей в бою»

 

В книге «Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» есть такие слова: «Командир эскадрильи капитан А.И. Покрышкин по праву занимал среди летчиков-героев первое место как новатор наиболее передовых приемов воздушного боя… В небе Кубани Покрышкин один из первых на личном примере показал все преимущества эшелонированного боевого порядка по высоте, как внутри группы истребителей, так и между группами».

Обладая ясным слогом, А.И. Покрышкин сам выступает со статьями в военной печати, где пишет о созданной им знаменитой «формуле грозы»: «Высота – скорость – маневр – огонь!», о «кубанской этажерке», о «соколином ударе», о новом методе патрулирования на больших скоростях по принципу движения маятника часов и других тактических новшествах. «Подвиг требует мысли, мастерства и риска» - таким было кредо легендарного летчика, которого Герой Советского Союза известный пилот и писатель М.Л. Галлай точно назвал «мыслителем в нашем деле».

Александр Иванович создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях.

 

А.И. Покрышкин (крайний слева) и его жена Мария

Кузьминична с боевыми друзьями. 1943г.

 

31 июня 1943 года дивизия, в которой воевал Покрышкин, получила приказ перебазироваться в Донбасс. Три месяца в небе Кубани принесли Александру Ивановичу много побед. Он стал зрелым мастером воздушного боя, умелым организатором и учителем для молодых летчиков. Трудно переоценить влияние Покрышкина на молодых пилотов, которые прибыли в полк в июне 1943 года. Большинство из них не были новичками, но чаще имели печальный боевой опыт. Отобрав наиболее подготовленных и хорошенько их «облетав», он повел вновь прибывших на боевое задание и, в первом же бою, в одной атаке лично сбив пару Ме-109, создал условия еще для нескольких побед вдохновленных им летчиков. О его педагогическом мастерстве говорит тот факт, что 30 летчиков, прошедших школу А.И. Покрышкина, стали Героями Советского Союза, а трое из них были удостоены этого звания дважды.

Покрышкин увеличивает счет сбитых немецких самолетов в воздушных боях над Донбассом. 23 августа в одном из боев в районе реки Миус Александр Иванович во главе четверки атакует три девятки Ю-87, прикрытых истребителями. Он сбивает два «Юнкерса», но в бою с истребителями противника сам едва не погибает. Спас командира ведомый Георгий Гордеевич Голубев, который подставил свой самолет под огонь «мессера». Голубеву удалось покинуть подбитый самолет и на парашюте удачно приземлится. Вскоре но вернулся в полк.

Г.Г. Голубев был постоянным ведомым Покрышкина. Он закончил войну Героем Советского Союза. Голубев сбил последний вражеский самолет над Прагой 9 мая 1945 года.

Далее были бои на реке Молочной, над Черным морем, над Днепром. 24 августа за 455 боевых вылета и 30 лично сбитых (к июлю 1943г.) самолетов противника Гвардии майор Александр Иванович Покрышкин был награжден второй медалью «Золотая Звезда» и стал 10-м в стране дважды Героем Советского Союза.

 

 

    Александр и Мария Покрышкины после вручения

    Покрышкину второй медали «Золотая Звезда».

 

Одним из самых памятных для Покрышкина и его однополчан был бой с группой Ю-88 21 сентября 1943 года. Схватка происходила на глазах командования и сотен зрителей с земли. Накануне вернулся в полк инженер, у которого на оккупированной территории немцы расстреляли всю семью. Покрышкин обещал отомстить. Вот, как он пишет об этом в своей книге: «Мы уже не раз слышали, да и сами были свидетелями зверств гитлеровцев. В душе накапливался клубок жгучей ненависти. Он постоянно клокотал, не давал успокаиваться, заставлял искать врага, разить его». И вот бой, который мог стать последним в судьбе великого летчика. О том бое Александр Иванович напишет следующее: «Вхожу в строй бомбардировщиков. В прицеле ведущий. Очередь – и передо мной возникает огромный круг огня. Оторванное крыло взорвавшегося Ю-88 бьет рядом идущий бомбардировщик и проносится мимо меня с медленно вращающимся винтом мотора. Какое-то мгновение, не успеваю среагировать рулями, пронизываю центр огненного шара и оказываюсь в строю бомбардировщиков. Правее меня отставая, горел Ю-88, поврежденный взрывом ведущего. Ошеломленный неожиданным взрывом, я какие-то секунды соображал, что делать. В панике высыпая бомбы, «юнкерсы» начали разворачиваться в обратную сторону. Бросаю самолет на ближайший справа. Он с разворотом уходит в пикирование. Очередь по правому крылу – и из него потянулась струйка дыма. Но бомбардировщик с углом пикирования градусов сорок тянет к линии обороны. Переношу прицел на левый мотор и даю в упор очередь. Из мотора и центроплана хлынула полоса черного дыма с огнем, Ю-88 падает и врезается в крутой берег реки Молочной».

В ноябре 1943 года Покрышкин в трех вылетах на особо любимую им «свободную охоту» сбивает над Черным морем на воздушных коммуникациях противника между Одессой и Крымом четыре транспортных самолета Ю-52.

 

               Транспортный самолет Ю-52.

 

Трехмоторный «Юнкерс», вооруженный несколькими крупнокалиберными пулеметами, был серьезным противником. Обнаружение этих одиночных самолетов в 100-200 километрах от берега над морем, бушующем в шторме, как пишет историк истребительной авиации Н.Г. Бодрихин, «может быть объяснено, пожалуй, лишь гением летчика». Сам Покрышкин описывает один из этих вылетов в своей лаконичной манере: « В четвертом полете на «охоту» над морем обнаружил Ю-52. Он шел крадучись, на высоте метров семьдесят, скрываясь в свисающей к воде бахроме облаков. Подойдя к нему снизу, ударил очередью из всего оружия по кабине. Самолет круто пошел к воде. Я тут же отдал ручку управления от себя и второй очередью прошил ему «живот». И тут рывком ручки на себя перескочил всего лишь в нескольких метрах через хвост падающего самолета… Настроение скверное – чуть не столкнулся».

Узнавший об этом случае командующий 8-й воздушной армии генерал-лейтенант Т.Т. Хрюкин запретил Покрышкину полеты над морем, о чем тот очень горевал.

В феврале 1944 года Гвардии подполковника А.И. Покрышкина вызвали в Штаб ВВС в Москву, где Главком маршал авиации А.А. Новиков, предложил ему должность начальника отдела боевой подготовки истребительной авиации ВВС (генеральскую должность). Покрышкин без раздумья отказывается от повышения и просит вернуть его на фронт. Однако просьбу его удовлетворили не сразу. В конце марта 1944 года, после гибели известного аса Л.Л. Шестакова, Александра Ивановича назначают командиром 16-го Гвардейского истребительного авиаполка (4-й Украинский фронт).

И вновь бои, и вновь обучение летчиков своей методе воздушного боя. В июле 1944 года А.И. Покрышкину присваивается звание полковника и он назначается командиром 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. Это назначение вызывает у Покрышкина такие раздумья: «Командир дивизии летает на боевые задания редко: штабная работа, управление авиацией на линии фронта не позволяет часто вести бои. Но разве так уж важен для победы личный счет. Раз доверяют такую должность, то надо сделать все, чтобы оправдать высокую честь».

И все же А.И. Покрышкин продолжает участвовать в воздушных боях. За июль 1944 года на счету Покрышкина еще четыре сбитых вражеских самолетов.

В августе 1944 года полки 9-й Гвардейской авиадивизии базировались уже на аэродромах вблизи Вислы. Комдив руководит воздушными боями, организует взаимодействие самолетов в воздухе с наземными войсками. Летчики дивизии готовились к решительным боям на территории Германии.

19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и участие к маю 1944 года в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолета противника, Александр Иванович Покрышкин был удостоен третьей медалью «Золотая Звезда». Он стал первым в стране трижды Героем Советского Союза и оставался единственным трижды Героем до дня Победы над Германией. Эта весть застала его на полевом аэродроме.

В последний год войны А.И. Покрышкин показал себя выдающимся командиром авиационной дивизии. Несмотря на запреты, он продолжал, хоть и реже, водить в бой группы своих истребителей. Командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза И.С. Конев писал о Покрышкине, что «он показал себя на фронте не только человеком большой личной храбрости, но и искуснейшим организатором боевых действий. Александр Иванович владел не только высочайшим личным искусством воздушного боя, не только превосходно руководил этими боями в воздухе, выбирая каждый раз наиболее выгодные боевые прядки и уничтожая максимальное количество вражеских самолетов, но умел еще на земле наилучшим образом подготовить летный состав к действиям в воздухе, быстрее и точнее всех перебазироваться, лучше всех организовывать аэродромную службу. Кстати сказать, именно он первым начал летать с германских автострад, используя их как аэродромы. Покрышкин – гордость нашей авиации…»

 

 

Боевые друзья поздравляют А.И.Покрышкина (первый справа) с награждением третьей медалью "Золотая звезда". 1-й Украинский фронт, август 1944 г.

В январе 1945 года началось наступление на Берлин. 14 января, после гибели своего ученика командира эскадрильи В. Жердева, Покрышкин в скоротечном бою, с ходу, с набором высоты, атаковал и сбил бомбардировщик Ю-87.

Продолжая летать во главе групп летчиков своей дивизии, Александр Иванович последние боевые вылеты совершил уже над Берлином. К концу войны в его активе было 650 боевых вылета, 156 воздушных боев, официально сбитых 59 вражеских самолетов лично и 6 – в составе группы. В военно – исторической и мемуарной литературе встречаются предположения о значительно большем количестве фактически одержанных побед. Как писал Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Г.У. Дольников в книге «Покрышкин в воздухе и на земле», вышедшей уже после смерти А.И. Покрышкина, в 1994 году в Новосибирске: «Сейчас, думаю, можно написать и о том, что Покрышкин щедро делился победами со своими подчиненными. Была на фронте такая форма поддержки молодых летчиков…Личный счет Покрышкина, с учетом незасчитанных сбитых, был, думаю не менее 100».

 

Командир 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии трижды Герой Советского Союза гвардии полковник Александр Иванович Покрышкин был удостоен чести быть знаменосцем 1-го Украинского фронта на параде Победы.

 

        Знаменосец 1-го Украинского фронта гвардии

                     полковник А.И. Покрышкин

Когда летом 1945 года Покрышкину предложили поступить в академию ВВС, он со свойственной ему решительностью отказался и попросил направить его в Военную академию имени М.В. Фрунзе, где он мог получить более широкие знания. Многим запомнился эпизод, когда на практических орудийных стрельбах тремя снарядами А.И. Покрышкин с его коллегой В.Д. Лавриненковым достигли абсолютного результата. Никто из сдававших тогда зачет, а среди экзаменуемых были и опытные артиллеристы, не смогли повторить их успеха. Академию Александр Иванович окончил в 1948 году с золотой медалью.

 

 

 

Трижды Герой Советского Союза

гвардии полковник А.И. Покрышкин.

1945 год.

 

 

А.И. Покрышкин  с женой Марией Кузьминичной 

и дочерью Светланой. 1946г.

 

После окончания академии А.И. Покрышкин был назначен заместителем командира истребительного авиационного корпуса в Ржев. Только через год трижды Герой Советского Союза с женой и двумя маленькими детьми получил, наконец, квартиру в одном из 100 привезенных сюда финских домиков.

Когда в конце 1950 года под одним из домов был найден склад старых боеприпасов, а ждать саперов было опасно, он, выстроив цепочку, первым спрыгнул в яму и начал разбирать кладку ржавых снарядов. Бесстрашным рыцарем летчик оставался всю жизнь.

Лишь в 1953 году Покрышкин получил генеральское звание и через год был назначен в Ростов-на-Дону заместителем командующего воздушной армией. Окончив с отличием академию Генерального штаба Александр Иванович становится командующим 8-й отдельной армией ПВО – заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. В этой должности Покрышкин служил 10 лет. До 1963 года Александр Иванович летал на всех типах советских истребителей. Не обходилось и без происшествий. Одно из самых опасных случилось во время службы в Ростове, когда в ночном полете, на большом удалении от аэродрома отказал авиагоризонт. Только огромный летный опыт и специфическая «память пространства» помогли вернуться ему на аэродром и посадить самолет.

В августе 1968 года Александр Иванович Покрышкин был назначен заместителем Главнокомандующего войсками ПВО страны.

 

                      Генерал-полковник авиации Покрышкин А.И.

Служба в Москве у Покрышкина была особенно сложной. На компромиссы Александр Иванович никогда не шел. Вещи всегда называл своими именами. Отношения с Главкомом ПВО – Маршалом П.Ф. Батицким, попросту, не сложились.

В 1972 году, в 59 лет, генерал-полковника А.И. Покрышкина назначают председателем ЦК ДОСААФ СССР. Возглавив оборонное общество, он почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ. Для него сразу же стали первостепенными задачи военно-патриотического воспитания, технического обучения и физической закалки молодежи – резерва Вооруженных Сил. Александр Иванович с головой ушел в решение проблем, связанных с реализацией задач оборонного общества.

В декабре 1972 года Александру Ивановичу Покрышкину было присвоено звание маршала авиации.

Заместитель председателя ЦК ДОСААФ в 1975-1988 годах генерал-лейтенант В.В. Мосяйкин вспоминал: «Огромный авторитет, который имел в стране Покрышкин, его талант выдающегося государственного деятеля, высокие человеческие качества обусловили подъем деятельности оборонного общества. Он умел обеспечить комплексное решение важнейших задач ДОСААФ. Большое внимание уделял Александр Иванович финансовым вопросам. Общество начало получать гораздо больше средств за счет подготовки специалистов на договорных началах, автолюбителей. О темпах строительства говорит общее мнение о том, что именно Покрышкин вывел организации ДОСААФ из ветхих домов и подвалов в новые благоустроенные здания.

У Покрышкина была целая концепция укрепления ядра руководителей на местах и в центре. Все свои замыслы он проводил в жизнь с исключительной целеустремленностью. Александр Иванович умел ценить людей, их инициативу, их труд.

Покрышкин жил интересами оборонного общества…Когда после тяжелой болезни врачи разрешили ему работать не более двух-трех часов, он написал рапорт с просьбой об освобождении от должности. Его уговаривали: «Работайте, у вас есть заместители, один ваш авторитет так много значит…» Но Покрышкин ответил: «Нет. Я не хочу, чтобы мне в спину смотрели люди, когда я буду уезжать домой до конца рабочего дня…» Все это говорит о его высочайшем чувстве ответственности.

С такой же ответственностью А.И. Покрышкин занимался и депутатской деятельностью. С 1946 по 1984 год он был депутатом Верховного Совета СССР, в 1978-1984 годах – член Президиума Верховного Совета СССР.

С 1981 года А.И. Покрышкин в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Имя Александра Ивановича Покрышкина, легендарного летчика-аса, стало символом Победы. Поздравляя его с присвоением звания маршала авиации в 1972 году Маршал Советского Союза А.М. Василевский писал: «Все содеянное Вами в годы Великой Отечественной войны как никому дает Вам право на присвоение этого высокого воинского звания. Вы его заслужили как никто другой». Доктор исторических наук В.П. Попов в своей статье «Почему русские выиграли войну?» пишет: «По свидетельству летчиков, участвующих в боях вместе с трижды Героем, присутствие Покрышкина вселяло во всех уверенность в нашей непобедимости, добавляло смелости и силы воли идти на риск…Личность А.И. Покрышкина в наибольшей степени отражает характер и дух русского народа, а знание его жизненного пути позволяет самым точным образом понять, КТО и ПОЧЕМУ выиграл Отечественную войну».

 

Памятник Александру Ивановичу Покрышкину в его

родном городе – Новосибирске.

Трижды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Иванович Покрышкин был награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III cтепени, 11 иностранными орденами, многими медалями. За этими наградами – высокое признание благодарной Родины.

А.И. Покрышкин скончался 13 ноября 1985 года в 11 часов 30 минут на руках у своей супруги Марии Кузьминичны после нескольких дней беспямятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал об опасности. Похоронен великий летчик в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

 

Бюст трижды Герою Советского Союза А.И. Покрышкину в Новосибирске.

 

На западе России, в Калининградской области, несут боевое дежурство летчики родного для великого аса гвардейского истребительного ордена Александра Невского авиаполка имени маршала Александра Покрышкина. В 1993 году получила название «Покрышкин» малая планета. Установлен бронзовый бюст (Красный проспект) и памятник (площадь Маркса) в городе Новосибирске. Установлен памятник в городе Краснодаре. В Москве есть улица Покрышкина в районе метро «Юго-Западная», а в 2000 году именем Покрышкина была названа новая станция Новосибирского метрополитена.

Память о великом патриоте своей Родины, летчике-новаторе живет и в его книгах: «Небо войны» (1966г.), «Познай себя в бою» (1986г.), «Бой требует мысли» (1998г.), «Тактика истребительной авиации» (1999г.), а так же в ранних изданиях: «Блокнот Покрышкина времен войны», «Блокнот Покрышкина времен войны 2», «Крылья истребителя» (1944г.).

 

 

Бюст А.И. Покрышкина в музее Великой Отечественной войны

на Поклонной горе.

 

Жизнь и судьба Александра Ивановича Покрышкина – пример и образец военного и гражданского мужества.

 

 

Источники:

1. Покрышкин А.И. «Небо войны» - М.: Воениздат, 1966, 1980.

2. Покрышкин А.И. «Познай себя в бою» - М.: ДОСААФ, 1986.

3. Покрышкина М.К. «Жизнь, отданная небу» - М.: Патриот, 1989.

4. Жуков Ю.А. «Один «миг» из тысячи» - М.: ДОСААФ, 1979.

5. Алексей Тимофеев. «Алексендр Покрышкин. Великий летчик Великой войны» - М.: Яуза, Эксмо, 2009.

6. Алексей Тимофеев. «Покрышкин» (Жизнь замечательных людей) – М.: Молодая гвардия, 2005.

7. «Покрышкин в воздухе и на земле» / Ред.-сост. М.К. Покрышкина, А.В. Тимофеев. 2-е изд., доп. Новосибирск: АВИОН, 1995.

8. Бабак И.И. «Звезды на крыльях». Харьков, 1975.

9. Дольников Г.У. «Летит стальная эскадрилья» - М.: Воениздат,1983.

10. Вершинин К.А. «Четвертая воздушная» - М.: Воениздат, 1988.

Декабрь 2009г. Материал подготовил Б.И. Попов.

 


В помощь увольняемым

Официальный сайт МО РФ  www.mil.ru содержит сведения  о мероприятих ведомственной     целевой программы " Реализация социальных гарантий военнослужащим, увольняе- мым с военной службы" на   2009-2010 годы. Здесь Вы    можете найти ответы: - как искать  работу с помощью   служб занятости и интернета,      - как пройти переподготовку,     - телефоны и перечень вузов,      - телефоны горячей   линии      по обеспечению жильем.

Вакансии для военнослужащих

Юридическая консультация:

Попова Елена         Валентиновна

т. 8-917-830-1949

 


Наболело?

Горячая линия главы города

Задать  вопрос  губернатору
Обращение   в   прокуратуру 

  

Праздники России

Бронирование гостинниц в Волгограде

Регистрация на   форум

 

Не зарегистрирован


Вход
Забыли пароль?
Регистрация

За верность Отечеству · Наши партнеры ·  100 летие КАЧИ · Видео · Финансовая поддержка 100-летия Качи · 7 Сталинградская спецшкола ВВС · Музей Качи. · Пакет атрибутики для участника 100-летия Качи. · Памятник Федотову А. В. · Исторические рубрики · Форум · Документы для скачивания · Раздел пользователя
Офицеры Волгограда, все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS