Хроника событий на Украине


Наши новости

21.11.15 

11.11.15 

25.10.15 

05.10.15 

 ВСЕ  НОВОСТИ

Новости АВИАЦИИ


 

 ПОМНИМ 

Герои Сталинграда

Лётчики совершившие воздушный таран

Лётчики-истребители 

Википедия о Каче

Виртуальная Кача

 

  Все качинцы

Сталинградское авиационное училище летчиков.

7 Сталинградская спецшкола ВВС

Волгоградский Центр «Качинец»

(школа юных космонавтов) приглашает подростков в возрасте 12-17 лет Занятия в Центре бесплатные. Прием с 9 до 11 и с 15 до 17 часов, кроме субботы и воскресенья ул. Пархоменко дом 43 подъезд 9 Т: 32-13-94

 Ахтубинская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой им. П.О. Сухого

Центральный Дом авиации и космонавтики


"Юный ястреб" ГУ АВИА СПОРТ КЛУБ  Прыжки с парашютом и полеты тел. 95-89-41, 95-79-79,  8-917- 330-4260  8-917- 330-4260 Услуги платные

 


B

К 100-летию Российской авиации

 

Качинцы – Герои Советского Союза.

Амет-хан Султан

 

Летчик-испытатель дважды Герой Советского

Союза Амет-хан Султан

 

«Есть у меня знакомый дважды Герой, и зовут его Ахмет-хан. Я его спросил: «Ахмет, твой отец – дагестанец, а мать – крымская татарка. Дагестанский народ считает тебя своим Героем, а татарский – своим. Ты Герой какого народа, чей ты сын?» И он мне ответил: «- Я – Герой ни лакского народа, ни татарского. Я – Герой Советского Союза. А сын я – своих отца и матери. Они неразделимы, и поэтому я – просто Человек»…

Из воспоминаний Расула Гамзатова.

Амет-хан Султан прожил всего пятьдесят лет. Но как он их прожил! Отец Амет-хана – дагестанец, был слесарем и лудильщиком. В молодости оказался в Крыму, познакомился с крымской татаркой, женился на ней и остался жить в Крыму.

            

                                                     

 

Султан – отец Амет-хана. 

 

  Насибе – мать Амет-хана.

 

20 октября 1920 года в этой семье родился мальчик. Назвали его Амет-хан.

 

Амет-хан и его сестра Фатма . 1924 г.

 

Отчий дом Амет-хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсесонье, когда не было «работы», пытался ловить орлов. После окончания в родной Алупке крымско-татарской школы он поступил в Симферополе в железнодорожное фабрично-заводское училище и параллельно стал занимался в аэроклубе. Работал слесарем, подручным котельного мастера в железнодорожном депо.

 

После успешного окончания учебы в аэроклубе в 1939 году Амет-хан Султан поступает 1-ю Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу. Здесь он впервые познакомился с боевыми истребителями, которые произвели на юношу сильное впечатление. Он словно чувствовал, что на этих самолетах ему придется не просто осваивать высший пилотаж, но и воевать. В 1940 году после окончания авиационной школы ему запишут в выпускной аттестации: «Летает отлично и с большим желанием, усваивает летную практику быстро и прочно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив».

 

В звании младшего лейтенанта Амет-хан Султан был направлен в 4-й истребительный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишиневом. Летал на самолетах-истребителях И-15 и И-153. Здесь же в Молдавии и встретил войну.

 

Выпускник Качинской авиационной школы

летчиков Амет-хан Султан . 1040 г.

 

Уже 22 июня 1941 года младший летчик 4-го авиационного полка Амет- хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего противника.

 

В напряженные дни начала войны, когда наши войска с боями отступали вглубь страны, и вражеские танки появлялись там, где их совсем не ждали, советским войскам могли помочь только воздушные разведчики. На воздушную разведку посылали не каждого летчика. Методично, квадрат за квадратом облететь заданную территорию, искусно избежать устремленные при этом к самолету огненные трассы зенитных снарядов – не просто. Собрать всю волю в кулак, сдержать себя, не бросить самолет в пике на спешащие к линии фронта вражеские колонны танков, мог только обладающий высоким мастерством летчик.

 

Амет-хан твердо вошел в группу разведчиков, его чаще других стали посылать на воздушную разведку. Постепенно за ним закрепилась слава неуязвимого летчика-разведчика.

 

Далее боевой путь Амет-хана Султана лежит через небо юга Украины. Осенью полк прикрывает Ростов-на-Дону. В канун нового 1942 года летчики 4-го истребительного авиационного полка были направлены в г. Кинешма для переучивания на английский истребитель «Харрикейн».

 

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находился в составе ПВО г. Ярославля. Здесь Амет-хан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» Амет-хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе». Летчику удалось выбраться из своего самолета и воспользоваться парашютом. За этот подвиг городской комитет обороны  города наградил Амет-хана Султана именными часами и удостоил звания «Почетный гражданин города Ярославля». Обломки немецкого самолета были доставлены на Советскую площадь города и выставлены для всеобщего обозрения. Вскоре Указом Президиума Верховного Совета СССР Амет-хан Султан был награжден орденом Ленина.

 

Летом 1942 года Амет-хан воюет под Воронежем на самолете ЯК-1, а с августа 1942 года на истребителе ЯК-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включен в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, своеобразной сборной советских летчиков, созданной для противодействия немецким асам.

 

Командовал полком Герой Советского Союза Л.Л. Шестаков. В этом полку воевали опытные летчики-истребители будущие дважды Герои Советского Союза В.Д. Лавриненков, А.К. Рязанов, И.Н. Степаненко и будущие Герои Советского Союза И.Г. Борисов и Б.Н. Еремин. Под Сталинградом в одно из тяжелых воздушных боев Амет-хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

 

В октябре 1942 года Амет-хан Султан назначается командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в составе которого он будет воевать до конца войны. В октябре-декабре 1942 года эскадрилья Амет-хана была нацелена на уничтожение транспортной авиации противника, снабжавшей продовольствием и боеприпасами окруженные под Сталинградом немецкие войска.

 

В статье напечатанной в «Сталинских крыльях» Амет-хан Султан писал:«Высота – ключ к победе. Тот, кто выше, может в любую минуту спикировать на вражеский самолет и, развив большую скорость, достичь его».

 

Амет-Хан на крыле ЯК-1. 1943 г.

15 марта 1943 года, Амет-хан атаковав, невзирая на прикрытие, ведущего большой группы «юнкерсов», сблизившись с ним примерно до 30 метров и сбив его длинной очередью, ушел от атак вражеских истребителей. В этом бою бывший в составе его четверки летчик П. Коровкин таранил Ю-88 и погиб. Разъяренный Амет-хан набрал высоту, в одиночку, с пикирования атаковал пару Ме-109 и сбил ее.

 

1 июля 1943 года капитан Амет-хан Султан со своей эскадрильей вылетел за линию фронта для перехвата вражеских самолетов в районе реки Миус. В этом вылете летчики эскадрильи сбили пять немецких самолетов. Амет-хан приказал всем возвращаться «домой», а сам с ведомым И.Г. Борисовым остался на месте прошедшего боя и когда пара стала разворачиваться для ухода на свой аэродром, на встречу, из-за облаков вынырнули два Ме-109.

 

Наши летчики поняли, что боя не избежать. Остался один выход – лобовая атака. Командир эскадрильи направляет свой самолет на передний «мессер», поняв решение ведущего И.Г. Борисов нацеливается на вторую вражескую машину. Должен был победить тот, у кого крепче нервы. Амет-хан сдерживал себя понимая, что стрелять рано. Когда между ними осталось метров пятьсот, немецкий летчик не выдержал и резко свернул. Вот тогда и раздалась короткая очередь Амет-хана. «Мессер» взорвался в воздухе. Второй немецкий самолет ушел в облака.

 

К приземлившемуся самолету Амет-хана подошел командующий 8-й воздушной армии генерал Т.Т. Хрюкин: «Как же ты красиво свалил последнего фашиста» - растроганно обнял он командира эскадрильи. «Дай тебя расцелую, сынок!» - генерал снял свои наручные часы и со словами «В знак самого красивого боя, который я наблюдал за свою жизнь» вручил их Амет-хану.

 

В одной из характеристик генерал Т.Т. Хрюкин писал: «Амет-хан Султан на земле удивительно скромный человек, а в небе, во время воздушного сражения, он человек неуемной храбрости и отваги…»

 

Над переправами через Дон в июле 1943 года Амет-хан сбивает два Хе-111, еще два самолета подбивает, и те со снижением уходят в сторону Азовского моря. В итоге на счету Амет-хана Султана 11 личных и 19 групповых побед.

 

После переучивания на американскую «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточенных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма.

 

20 августа 1943 года в районе Калиновки под Таганрогом Амет-хан сбивает два бомбардировщика противника. На следующий день, атакуя в лоб, еще один Ю-88, а через несколько минут заходом сзади – снизу – Хе-111. Его эскадрилья тогда сбила шесть немецких бомбардировщиков, и наблюдавший бой командующий Южным фронтом генерал-полковник Ф.И. Толбухин наградил Амет-хана Султана орденом Красного Знамени.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии капитану Амет-хану Султану командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136).

С 1942 года и до начала 1944 года большинство своих вылетов Амет-хан проводил в паре с Иваном Борисовым, сбив лично и в группе 23 самолета противника. В январе 1944 года вместе со своим ведомым они принудили к посадке на свой аэродром немецкий связной самолет Физлер «Шторх» Fi-156. Неугомонный Амет-хан, после краткого знакомства с кабиной незнакомого для него самолета, совершил на нем самостоятельный полет.

 

8 февраля 1944 года, в районе Борислава сбив свой седьмой Хе-111, он стал рекордсменом по уничтожению бомбардировщиков этого типа. Надо отметить, что с середины 1943 года Хе-111 нес усиленное вооружение – до четырех спаренных установок для стрельбы назад и был исключительно грозной машиной.

 

Летом 1944 года после перехода на новый истребитель Ла-7 Амет-хан воюет в Восточной Пруссии, участвует в боях за взятие Берлина.

 

Гвардии майор Амет-хан Султан (справа)

и его ведомый гвардии капитан И.Г. Борисов. 1945 г.

Последний свой воздушный бой помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе гвардии майор Амет-хан Султан провел 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхов, сбив  «Фоке-Вульф-190».

 


                 Ла 7 Амет-Хана Султана, май 1945 г. Аэродром Темпельхоф.

 

 

Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 – на штурмовку живой силы и техники противника), провел 150 воздушных боев, в которых лично сбил 30 и в составе группы 19 самолетов противника. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка 6-й гвардейской истребительной дивизии (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-хан Султан награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года.

 

                           

 

                  Дважды Герой Советского Союза майор Амет-Хан Султан. Фотографии 1945 г.

 

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все летчики-асы были направлены на учебу в академии. С августа 1945 года Амет-хан Султан становится слушателем Военно-воздушной академии в Монино. Учеба шла очень трудно, дал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года летчик подает рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии». Его рапорт был удовлетворен и Амет-хан возвращается в свою часть.

 

В апреле 1946 года подполковник Амет-хан Султан был уволен в запас. Амет-хан стремился вернуться к летной профессии. Хотел стать летчиком-испытателем. Благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года он становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института  министерства авиационной промышленности в Жуковском.

 

За короткий срок Амет-хан Султан выдвинулся в число лучших летчиков-испытателей. В 1949 году ему присваивается третий класс летчика-испытателя, в январе 1950 года – второй класс, а в сентябре 1952 года - первый. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

 

В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолете Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку самолета в воздухе. В конце 1949 года Амет-хан Султан и Я.И. Верников выполняют первый полет на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И. Микояна И-320 и далее проводят его заводские испытания.

 

Опытный истребитель-

перехватчик И-320 («Р-2»).

 

В 1951-1953 годах Амет-ханом совместно с летчиками-испытателями С.Н. Анохиным, Ф.И. Бурцевым и В.Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС («Комета-3»). Самолет-аналог был предназначен для отработки самолета-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолет Ту-4 КС, самолет-носитель набирал высоту 3000 метров, после чего отцеплял самолет-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолет-снаряд летел на цель. В ходе испытаний Амет-хан выполнил первый полет с земли 4 января 1951 года, первый старт самолета-носителя (май 1951 года) и большое количество полетов с отцепкой от самолета-носителя. После одной из отцепок двигатель самолета-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом у самой земли), опытная машина была спасена.

 

За проведение этих испытаний Амет-хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.

 

Самолет-аналог КС.

 

В 1953 году Амет-ханом были проведены полеты для исследования устойчивости управляемости самолета на сверхзвуковых скоростях полета. Эти полеты выполнялись на самолете Си-10, с управляемыми предкрылками и поворотным стабилизатором, созданным на базе истребителя МиГ-17.

 

Летчик-испытатель Летно-исследовательского института

Амет-хан Султан.

 

Множество полетов были выполнены Амет-ханом для отработки систем катапультирования на различных типах самолетов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолетов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В.И. Головиным, на самолете МиГ-15 УТИ произошел взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. В результате чего был пробит топливный бак самолета, обе кабины были залиты горючим, возникла реальная угроза пожара. В.И. Головин не мог покинуть самолет из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-хан принял решение сажать самолет.

 

Посадка бала выполнена безукоризненно и жизнь товарища бала спасена. 7 апреля 1959 года Амет-хан Султан выполнил первый полет на экспериментальном самолете конструкции П.В. Цыбина НМ-1, а затем совместно с Р.Ф. Захаровым провел его испытания.

 

Экспериментальный самолет НМ-1

 

Всего за 1959-1960 годы на самолете было совершено 32 полета продолжительностью от 11 до 40 минут на высотах 1000-4000 метров.

 

23 сентября 1961 года Амет-хану Султану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР» (знак № 38).

 

Случалось, более молодые его коллеги пытались расспрашивать Амет-хана о его воздушных боях на фронте. «Да что рассказывать?» - отмахивался каждый раз Амет-хан от расспросов. – Воевал как все. Ничего интересного. Небо в тучах, дождь идет – валялись на нарах в землянках. Очистился горизонт – кружили над линией фронта…» Таким немногословным был Амет-хан Султан до конца своих дней. Услышать от него самого что-нибудь из его богатой военной биографии или испытательной работе было почти безнадежным делом.

 

Но наступил день, когда Амет-хану пришлось терпеливо выслушивать немало доброго о себе. 20 октября 1970 года ему исполнилось 50 лет, 32 года из них были отданы авиации. За время летной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налет составил 4237 часов.

 

В тот день в ЛИИ собрался цвет советской авиации: прославленный летчики-испытатели, известные конструкторы авиационной техники, первые космонавты. Один за другим подходили присутствующие к трибуне, зачитывали приветственные адреса и телеграммы. Смущенный Амет-хан сидел не поднимая глаз. Поблагодарив за теплые слова он сказал: «Я в своей жизни имел немало тяжелых минут. Но эти, которые испытал, пока вас слушал, показались самыми трудными. Из ваших речей понял, каким я должен быть и каким пока не стал».

 

После официальной части к Амет-хану шутливо обратился его боевой друг дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации П.Я. Головачев: «Амет, в 25 лет ты стал дважды Героем Советского Союза. После войны 25 лет летаешь испытателем. Не пора ли тебе спуститься на грешную землю? Мог бы передавать молодым летчикам свой богатый боевой и испытательный опыт». Амет-хан задумчиво оглядел всех и ответил: «Знаешь, Паша, еще в детстве я от отца слышал такую горскую притчу. Когда старый орел предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвется ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе. На землю они падают уже мертвые…» Тогда никто из друзей не придал значения рассказанной притче.

 

Когда медицинская комиссия отстранила его от полетов на истребителях, он успешно освоил тяжелые машины и очень хорошо на них работал до рокового дня 1 февраля 1971 года. Большое место в испытательной деятельности Амет-хана занимали испытания авиационных двигателей на различных летающих лабораториях. И погиб Амет-хан Султан при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Дважды Герой Советского Союза гвардии полковник Амет-хан Султан был награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом Знак Почета, шестью медалями.

 

Бюст Амет-хану Султану в Алупке (Крым).

В одном из соих обращений к бывшим однополчанам дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В.Д. Лавриненков писал: «Вспоминаю дважды Героя Советского Союза Амет-хана Султана – человека необычайного мужества. Он был для нас олицетворением летчика, воплотившего в себе лучшие черты советского воздушного бойца. Он отличался необычной любовью к летному делу, никто, как говориться, не мог его вышибить из «седла» - кабины самолета. И все мы, его боевые друзья, как большое горе восприняли весть о том, что наш Амет-хан Султан погиб при исполнении служебных обязанностей. Он до конца остался верен воинскому долгу, память о нем всегда будет жить в наших сердцах, она будет служить делу воспитания молодого поколения авиаторов».

 

 

Памятник Амет-хану Султану в Махачкалинском аэропорту.

 

Именем Героя названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане и Махачкалинский аэропорт. Бронзовые бюсты прославленного летчика установлены в Алупке, в ауле Цовкра и в Махачкале.

21 ноября 2009 года.

Материал подготовил Б.И. Попов

 

 

Источники:

1. Авиация: Энциклопедия. – М. Большая Российская энциклопедия, 1994.

2. Андреев С.А. Совершенное им бессмертно. – Кн. 2. – М.: «Высшая

школа», 1986.

3. Бутаев Б.Б. Амет-хан Султан. – М.: Политиздат, 1990.

4. Васин В.П., Симонов А.А., Испытатели ЛИИ, Жуковский. Авиац.

печат. двор, 2001.

5. В небе – Султан. АиФ Ярославль. Выпуск 23 (49) от 4 июня 2008 г.

6. Дважды Герои Советского Союза. – М.: Воениздат, 1973.

7. Избранник неба. Татарские новости. 01.03.2009 г.

8. Люди бессмертного подвига. Москва «ПЛ» Т.1, 1975.

9. Симонов А. Амет-хан Султан. Крылья Родины. – 2001. – 4.

10. Советские асы. – М.: «Восточный фронт». 1996.

 

 


В помощь увольняемым

Официальный сайт МО РФ  www.mil.ru содержит сведения  о мероприятих ведомственной     целевой программы " Реализация социальных гарантий военнослужащим, увольняе- мым с военной службы" на   2009-2010 годы. Здесь Вы    можете найти ответы: - как искать  работу с помощью   служб занятости и интернета,      - как пройти переподготовку,     - телефоны и перечень вузов,      - телефоны горячей   линии      по обеспечению жильем.

Вакансии для военнослужащих

Юридическая консультация:

Попова Елена         Валентиновна

т. 8-917-830-1949

 


Наболело?

Горячая линия главы города

Задать  вопрос  губернатору
Обращение   в   прокуратуру 

  

Праздники России

Бронирование гостинниц в Волгограде

Регистрация на   форум

 

Не зарегистрирован


Вход
Забыли пароль?
Регистрация

За верность Отечеству · Наши партнеры ·  100 летие КАЧИ · Видео · Финансовая поддержка 100-летия Качи · 7 Сталинградская спецшкола ВВС · Музей Качи. · Пакет атрибутики для участника 100-летия Качи. · Памятник Федотову А. В. · Исторические рубрики · Форум · Документы для скачивания · Раздел пользователя
Офицеры Волгограда, все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS