Хроника событий на Украине


Наши новости

21.11.15 

11.11.15 

25.10.15 

05.10.15 

 ВСЕ  НОВОСТИ

Новости АВИАЦИИ


 

 ПОМНИМ 

Герои Сталинграда

Лётчики совершившие воздушный таран

Лётчики-истребители 

Википедия о Каче

Виртуальная Кача

 

  Все качинцы

Сталинградское авиационное училище летчиков.

7 Сталинградская спецшкола ВВС

Волгоградский Центр «Качинец»

(школа юных космонавтов) приглашает подростков в возрасте 12-17 лет Занятия в Центре бесплатные. Прием с 9 до 11 и с 15 до 17 часов, кроме субботы и воскресенья ул. Пархоменко дом 43 подъезд 9 Т: 32-13-94

 Ахтубинская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой им. П.О. Сухого

Центральный Дом авиации и космонавтики


"Юный ястреб" ГУ АВИА СПОРТ КЛУБ  Прыжки с парашютом и полеты тел. 95-89-41, 95-79-79,  8-917- 330-4260  8-917- 330-4260 Услуги платные

 


B

Основатель Российской авиации

 

Сначала было слово. Все произошло буднично и обычно. Как-то июльским утром 1909 года Великий князь Александр Михайлович Романов, просматривая за завтраком газеты, прочитал несколько сообщений, изумивших и потрясших его. В них говорилось, что француз Луи Блерио за 37 минут перелетел через пролив Ла-Манш в Англию на своем моноплане. Блерио выиграл таким образом приз в 1000 фунтов стерлингов, обещанный тому, кто это сделает первым. Достижение Блерио поставило перед Великим князем вопрос: что нужно, чтобы Россия не отстала в авиации от Запада? Как человек энергичный, он решил немедленно заняться новым для страны делом.

К тому времени выдающийся ученый Николай Егорович Жуковский, которого называют отцом русской авиации, готовился к чтению курса лекций по воздухоплаванию; Игорь Иванович Сикорский заканчивал постройку своего первого вертолета двухвинтовой соосной схемы. В некоторых городах России появились первые аэроклубы. Энтузиасты-одиночки ломали головы над конструкциями самолетов и планеров. Даже пытались летать. Но никто из них не помышлял о создании Воздушного Флота страны. Эту задачу взял на себя Великий князь Александр Михайлович.

Его заслуга заключается в том, что он сразу увидел в хрупких в то время аэропланах их великое будущее. Поняв это, он решил сделать Россию авиационной державой, причем, вывести ее на первостепенные роли. И путь выбрал единственно верный: начать с создания учебного заведения, которое даст стране летные кадры. Четко осознавая цель и пути к ее достижению, Великий князь позаботился и о третьей составляющей любого замысла: средствах, деньгах. Друг детства и юности Николая II, женатый на его родной сестре Ксении, он имел значительный вес в государстве.

Великий князь был высокообразованным, талантливым человеком. Военно-морской теоретик, историк, библиограф. В юности закончил морской кадетский корпус, служил на Балтийском флоте, где командовал миноносцем. В 20 лет совершил кругосветное путешествие на корвете «Рында», а затем (годичное)—на собственном судне, которое описал в книге «20 000 миль на яхте «Тамара».

Он прошел должность старшего офицера броненосца, а затем на Черноморском флоте был командиром броненосца «Ростислав». Произведен в адмиралы и назначен младшим флагманом Черноморского флота. Мечтал о крупных реформах в военно-морском флоте, но реализовать их ему не удалось, и он ушел в отставку.

В самом начале русско-японской войны Великий князь Александр Михайлович стал председателем Особого Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Деятельность этого комитета особенно усилилась после гибели российских кораблей в Порт-Артуре и в Цусимском морском сражении. По всей стране развернулся сбор средств на постройку новых боевых кораблей. Эта кампания была настолько широкой, что могла сравниться лишь с инициативой нижегородского купца Козьмы Минина, собиравшего деньги на отражение польской агрессии в 1612 году, что в конечном итоге спасло Россию.

Оскорбленные в своих лучших национальных чувствах, россияне добровольно посылали деньги на строительство боевых кораблей. Вначале деньги вносили состоятельные люди: князья, банкиры, купцы. Их суммы были в 40—200 тысяч рублей. Но все же основную часть собранных средств составили 20—50 копеечные и рублевые взносы простых россиян. На собранные деньги было построено 19 минных крейсеров и 4 подводные лодки, что явилось существенным фактором обновления отечественного морского флота. Среди построенных кораблей был эскадренный миноносец «Новик». По скорости в 36 узлов ему тогда не было равных в мире.

Когда Великий князь загорелся идеей о создании российской авиации, у комитета еще оставалось 880 тысяч рублей. Первым делом Александр Михайлович выступил в газетах с обращением: не будут ли россияне, внесшие деньги, против, если оставшуюся сумму использовать на покупку аэропланов и всего другого, связанного с ними? В условиях широкой огласки своего намерения Великий князь уже через неделю стал получать тысячи одобрительных ответов. Лишь после этого он обратился к государю за разрешением заняться авиацией.

Новая идея—дело хорошее. Однако верно говорят: в деяниях основа бытия. Получив одобрение Николая II, Александр Михайлович энергично взялся за работу. Но если кто думает, что у такого могущественного человека, как Великий князь, не могло быть препятствий в осуществлении намеченного, тот глубоко ошибается. В государевом окружении нашлись люди, которые не видели в его затее никакого смысла. И главным из них оказался военный министр генерал-от-кавалерии В. А, Сухомлинов, к которому Великий князь обратился за помощью. При разговоре Сухомлинов называл аэропланы игрушками, недостойными для занятий господ офицеров.

Сухомлинова можно было понять: его голова тогда была занята совсем другой проблемой. Государственная дума России

подвергла военного министра резкой критике за отставание нашей армии в оснащении дирижаблями и потребовала принятия необходимых мер, чтобы это ликвидировать. Думой было выделено 10 миллионов рублей, чтобы построить почти два десятка аэростатов и дирижаблей для дальних и ближних разведок. А под-С-Петербургом начала действовать воздухоплавательная школа, готовившая офицеров для полетов на них.

Как вспоминал Александр Михайлович, Сухомлинова трясло от смеха, когда речь шла об аэропланах. На что Великий князь гордо отвечал:

— Я у вас прошу только дать мне несколько офицеров, которые поедут со мною в Париж, где их научат летать у Блерио и Вуазена. Что же касается дальнейшего, то хорошо смеется тот, кто смеется последним.

В конечном итоге было отобрано шесть офицеров, которых Великий князь повез во Францию учиться летному делу. Это были, в основном, моряки, офицеры морского ведомства, где у Александра Михайловича имелись широкие связи. В школу Фармана поехали капитаны Мациевич и Ульянин, в школу Блерио—капитан 2 ранга Янович и шатбс-капитан Матыевич-Мацеевич, а в школу Антуанетт—капитан Зеленский и поручик Комаров. Вместе с ними поехало шесть (по другим источникам—три) матросов и солдат, чтобы во Франции научиться обслуживать самолеты.

Вскоре после начала летного обучения капитан 2-го ранга Янович сильно поранил руку пропеллером, отчего его можно полагать первой российской жертвой авиационного прогресса. Ему на замену в Париж немедленно выехал лейтенант Пиотровский, который обучался успешно и, таким образом, оказался намного удачливее своего предшественника.

Пока наши офицеры обучались у французских инструкторов, Великий князь, преодолевая препятствия со стороны военных властей, подыскивал место для будущего аэродрома. Причем, вначале предполагалось открыть летную школу поблизости от столицы, С-Петербурга, например, в Гатчине. Там на военном поле был оборудован аэродром, построены сараи для самолетов. Но французские фирмы срывали сроки поставки заказанных к июню 1910 года одиннадцати аэропланов.

Уже вернулись из Парижа 6 первых российских военных летчиков. Наконец, только к осени, в Петербург были доставлены самолеты. Но не 11, а только 7. Сентябрь 1910 года был занят праздничными Всероссийскими авиационными неделями, которые проводились на Комендантском аэродроме в Петербурге. В них участвовали как гражданские летчики, так и те первые 6 офицеров, которые обучились во Франции. Праздник омрачился гибелью 24 сентября одного из них—капитана Л. М. Мациевича.

А Великому князю пришлось быстро решать: ждать ли весны, когда в северной столице С-Петербурге погода позволит начать учебные полеты, или срочно найти для этого другое место. Победило нетерпение: было решено обратиться к Крыму с его благодатной солнечной погодой.

Выбор места не случаен. У Великого князя на Черноморском флоте было много офицеров, кто разделял его взгляды на авиацию. В Севастополе уже год работал аэроклуб, имевший аэроплан. Когда энтузиасты собирали деньги на его приобретение, 2,5 тысячи рублей внес Великий князь. Недалеко от Севастополя у Александра Михайловича было личное имение Ай-Тодор. В общем, все говорило за Крым.

Там, на окраине Севастополя, на Куликовом поле, где располагался лагерь пехотной дивизии, а по озерцам, где бегали многочисленные кулики (отчего это место назвали Куликовым полем), солдаты в спешном порядке начали строить ангары. Они были закончены к ноябрю 1910 года. Вся работа проводилась под непосредственным контролем Великого князя, который постоянно наведывался на стройку. Он приезжал туда или из своего имения Ай-Тодор, или из столицы, отправляясь в Крым немедленно курьерским поездом Петербург-Севастополь.

Надо подчеркнуть, что оборудование аэродрома, подготовка летчиков во Франции и покупка самолетов финансировались не государственной казной, а из пожертвований общественности. Учитывая этот факт, можно сказать, что по своему происхождению Севастопольская авиашкола и, следовательно, наше Качинское училище—поистине народные.

Понятно, не появись Великий, князь Александр Михайлович на небосклоне русской военной политики, Россия без своей авиации не осталась бы. Наше Отечество и тогда, в начале XX века, шло столбовой дорогой развития человечества. Но ему повезло в том историческом смысле, что в нем нашелся сильный, талантливый, энергичный государственный деятель, мгновенно оценивший авиационные перспективы России. Он заложил их основы, и, благодаря ему и тысячам российских энтузиастов, наша страна сразу вышла в число ведущих авиационных держав.

 

Опубликовал: Nick Korobov в рубрике Музей

Версия для печати
 


В помощь увольняемым

Официальный сайт МО РФ  www.mil.ru содержит сведения  о мероприятих ведомственной     целевой программы " Реализация социальных гарантий военнослужащим, увольняе- мым с военной службы" на   2009-2010 годы. Здесь Вы    можете найти ответы: - как искать  работу с помощью   служб занятости и интернета,      - как пройти переподготовку,     - телефоны и перечень вузов,      - телефоны горячей   линии      по обеспечению жильем.

Вакансии для военнослужащих

Юридическая консультация:

Попова Елена         Валентиновна

т. 8-917-830-1949

 


Наболело?

Горячая линия главы города

Задать  вопрос  губернатору
Обращение   в   прокуратуру 

  

Праздники России

Бронирование гостинниц в Волгограде

Регистрация на   форум

 

Не зарегистрирован


Вход
Забыли пароль?
Регистрация

За верность Отечеству · Наши партнеры ·  100 летие КАЧИ · Видео · Финансовая поддержка 100-летия Качи · 7 Сталинградская спецшкола ВВС · Музей Качи. · Пакет атрибутики для участника 100-летия Качи. · Памятник Федотову А. В. · Исторические рубрики · Форум · Документы для скачивания · Раздел пользователя
Офицеры Волгограда, все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS