Хроника событий на Украине


Наши новости

21.11.15 
forum

11.11.15 
forum

25.10.15 
forum

05.10.15 
forum

 ВСЕ  НОВОСТИ

Новости АВИАЦИИ


 

 ПОМНИМ 

Герои Сталинграда

Лётчики совершившие воздушный таран

Лётчики-истребители 

Википедия о Каче

Виртуальная Кача

 

  Все качинцы

Сталинградское авиационное училище летчиков.

7 Сталинградская спецшкола ВВС

Волгоградский Центр «Качинец»

(школа юных космонавтов) приглашает подростков в возрасте 12-17 лет Занятия в Центре бесплатные. Прием с 9 до 11 и с 15 до 17 часов, кроме субботы и воскресенья ул. Пархоменко дом 43 подъезд 9 Т: 32-13-94

 Ахтубинская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой им. П.О. Сухого

Центральный Дом авиации и космонавтики


"Юный ястреб" ГУ АВИА СПОРТ КЛУБ  Прыжки с парашютом и полеты тел. 95-89-41, 95-79-79,  8-917- 330-4260  8-917- 330-4260 Услуги платные

 


B

К 100-летию Российской авиации

 

Качинцы – Герои Советского Союза.  Степаненко Иван Никифорович

 

 

Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации

Степаненко Иван Никифорович

 

Иван Никифорович Степаненко родился 13 апреля 1920 года в семье крестьянина в селе Нехайки ныне Драбовского района Черкасской области.

Безрадостным было детство у Ивана Степаненко. Мать умерла, когда ему исполнилось 10 лет. А вскоре похоронили и отца. В тринадцать лет мальчик уже трудился в колхозе: пас скот, пахал, боронил. В 1936 году, когда он учился в седьмом классе, сестра, в семье которой жил Иван, предложила ему оставить работу, чтобы было легче учится, но он отказался.

Иван с детства был очень активным. Вступив в комсомол, стал агитатором. В свободное от работы время или в минуты отдыха его окружали колхозники, чтобы послушать, о чем пишут газеты, о событиях в стране и за рубежом. Особенно любил Иван рассказывать об успехах отечественной авиации, о делах и подвигах советских летчиков.

Старший брат Ивана, тоже Иван, жил в Днепродзержинске и работал на заводе. Однажды младший брат написал письмо старшему брату. Вскоре получил ответ. Старший брат рассказывал о своей работе на заводе, а в конце письма, как бы между прочим, приписал, что рабочих рук на заводе не хватает и «если надумаешь приехать, то будем трудится вместе».

Прочитав письмо, Иван-младший посоветовался с былыми колхозниками, с товарищами по работе, с сестрой и, получив их поддержку, отправился в город.

На заводе Степаненко-младшего встретили хорошо. Оформление в ученики слесаря заняло немного времени и через несколько дней, надев выданную на заводе новую спецовку, он приступил к работе.

Иван быстро втянулся в рабочий ритм. Незаметно пробежали дни и недели. У него появились друзья, с которыми он проводил свободное время. Не раз, идя утром на работу, Иван видел в небе полеты самолетов местного аэроклуба. О полетах курсантов аэроклуба он с завистью рассказывал своим товарищам. То ли этот разговор дошел до комсомольского вожака завода, а может быть, он сам догадался о стремлении юноши, только вскоре он пригласил Ивана на беседу. Поздравив его с успешной сдачей экзаменов на слесаря, секретарь комитета комсомола сообщил, что имеется возможность пойти на учебу в городской аэроклуб и если он согласен, то его будут рекомендовать. Конечно же Иван Степаненко попросил, чтобы его рекомендовали для учебы в аэроклубе.

Нелегко было молодому комсомольцу, отстояв за слесарным станком рабочую смену, ехать за город и изучать авиационное дело. А когда началась летная практика, приходилось вставать в три часа и добираться до аэродрома. Но Иван быстро привык к этому распорядку.

И вот позади напряженный год учебы. Иван Степаненко успешно сдает выпускные экзамены и ему предлагают для дальнейшего обучения пойти в военную школу летчиков.

Так уж получилось, что зачисление Ивана кандидатом прославленного Качинского училища произошло 13 апреля 1940 года, в день его рождения. Началась размеренная учеба, но начавшаяся война внесла свою поправку в учебный процесс.

Государственные выпускные экзамены Иван Никифорович Степаненко сдавал уже в те дни, когда немецкие полчища продвигались в глубь нашей Родины. А затем военный летчик сержант И.Н. Степаненко получает назначение в 4-й истребительный авиационный полк Южного фронта.

Ивану Степаненко очень повезло, его непосредственным командиром оказался старший лейтенант Анатолий Афанасьевич Морозов, опытный летчик, участник войны с белофиннами. В последствии А.А. Морозов стал Героем Советского Союза, командиром авиаполка.

Анатолий Морозов быстро ввел молодого летчика в строй. Его радовало, что Степаненко умеет выполнять стремительные перевороты, свободно выходить из длительного пикирования. И Иван Степаненко знал цену совету опытного командира, подбившего уже не один фашистский самолет. Поэтому молодой летчик внимательно вслушивался в каждое слово своего командира. Но так получилось, что полностью освоив теоретическую и практическую программу ввода в строй на истребителе И-16, Степаненко и всему полку вновь пришлось учиться. На вооружение полка поступили английские истребители Харрикей-Mk II.

 

 

Английский истребитель Харрикейн-Мk II.

Cвое боевое крещение сержант И. Степаненко получил лишь в январе 1942 года, вскоре после перевооружения на «Харрикейн». За четыре месяца он успел совершить свыше 60 боевых вылетов. Смело вступал в воздушные бои, надежно прикрывал своего ведущего, способствуя ему одерживать победы над врагом, а вот самому открыть счет все не удавалось. Это заметно расстраивало и даже огорчало воздушного бойца.

К тому времени, его командир старший лейтенант Алексей Рязанов (ставший позже дважды Героем Советского Союза) понимал стремление Ивана Степаненко. Он знал, что у Ивана особый счет с немецкими захватчиками. Летчик хотел отомстить за погибшего в первых боях старшего брата, за родную Полтавщину, где хозяйничали немцы.

15 июня 1942 года Иван Никифорович Степаненко одержал свою первую победу, уничтожив пикирующий бомбардировщик Ю-87. В августе, сбив истребитель Ме-109, сам попал под удар, был ранен в лицо и шею многочисленными осколками стекла и, приземлив подбитую машину в степи, поднял тучи пыли, чем избавил себя от штурмовки с воздуха…

Вскоре полк получил на вооружение отечественные истребители Як-7Б. В первом же бою на этом самолете Степаненко сбивает Ме-109 и вновь был подбит сам, вновь сел на вынужденную и чудом остался жив в скапотировавшем самолете.

В начале сентября И.Н. Степаненко включают в спецгруппу для борьбы с немецкими асами – первое в советских ВВС подразделение, решавшее задачи «свободной охоты». В этой группе воевали и его однополчане Амет-хан Султан и А. Рязанов.

Настоящая зрелость к Степаненко пришла под Сталинградом где, с осени 1942 и до начала 1943 года, он совершил 97 боевых вылетов, в 17 боях сбил 6 самолетов врага лично (Ю-88, Ю-87,ФВ-189 и 3 Ме-109) и 6 – в группе.

6 октября 1942 года он в паре с ведомым вылетел на разведку. В районе Абганерово, несмотря на мощный зенитный огонь, они сфотографировали вражеские позиции. При отходе от цели их атаковали 4 «Мессера». Степаненко удалось сбить одного, но другие повредили самолет его ведомого. Приказав товарищу уходить, Иван связал боем оставшуюся тройку. В лобовой атаке он сбил еще один истребитель противника, но и сам был подбит (в 6-й раз), вновь ранен в лицо и вновь приземлил свой «Як» на брюхо в степи. Позднее И.Н. Степаненко вспоминал, что именно тогда он ощутил рост своего боевого мастерства. Машина повиновалась абсолютно, он предвидел маневры противника, умел выждать его малейшую ошибку и уже не упустить свой шанс. И действительно, после того боя он не знал поражений.

Возвратившись из госпиталя, он вновь приступает к боевой работе. Под новый 1943 год Иван Степаненко был отмечен целым рядом знаков признания его ратных заслуг. Ему вручили сразу 2 ордена – Красного Знамени и Отечественной войны, присвоили звание лейтенанта, назначили командиром звена и вручили именной «Як» - «От колхоза имени Чапаева».

Свою очередную победу он одержал в начале января 1943 года, когда, сразу после посадки заметив группу тяжелых самолетов противника и без дозаправки взлетев, подбил Ю-52. Горючее кончилось после атаки, и, спланировав, Степаненко едва-едва приземлил свой «Як» на край аэродрома.

В апреле-мае 1943 года Степаненко участвовал в битве за Кубань, где сбил 3 Ме-109.

В июле полк перевооружили на самолеты Як-9Т. Иван Степаненко получил истребитель с бортовым номером 17, на борту которого нарисовали тигра, настигающего в прыжке карикатурного Геббельса.

Истребитель И.Н. Степаненко. 1943г.

 

В первом же вылете на новом «яке» он сбивает очередного «мессера», а 1 августа в двух вылетах сбивает 2 «Фоке-Вульфа».

В середине ноября после недолгого отдыха летчики полка вернулись к боевой работе, и вскоре Степаненко в сложном позиционном бою восточнее Идрицы сбивает корректировщик огня – «раму».

В конце ноября 1943 года Ивана Никифоровича Степаненко назначают командиром авиаэскадрильи. Полк в то время действовал уже на Прибалтийском фронте.

 

 

 

Фронтовые фотографии И.Н. Степаненко.

 

13 апреля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Никифоровичу Степаненко Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза. В этот день отважному бойцу исполнилось 24 года. Звезду героя он получил из рук М.И. Калинина в Кремле.

В течении 1944 года Иван Степаненко уничтожил 8 самолетов противника, включая новейший немецкий истребитель FW-190D.

16 февраля 1945 года восьмерка Як-9, возглавляемая командиром эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка майором Иваном Степаненко, вылетела для «расчистки воздуха» перед налетом группы штурмовиков Ил-2, которые должны были нанести удар по немецким частям в районе Тукумс – Либава. Группа наших истребителей состояла из ударного звена и звена прикрытия, эшелонированных по высоте. Над целью ударное звено во главе с дважды Героем Советского Союза майором Алексеем Рязановым, завязало бой с четверкой «Фокке-Вульф-190». Одновременно звено Ивана Степаненко было атаковано двумя группами немецких истребителей, появившихся со стороны Балтийского моря.

Однако лишь одному «Фоккеру» удалось прорваться к нашим штурмовикам. Встреченный дружным огнем бортовых стрелков, немец ушел в сторону и был сбит майором Рязановым. Вскоре Иван Степаненко сбил еще один «Фокке-Вульф» (это была 30 победа И.Н. Степаненко). Потеряв два истребителя, противник прекратил атаки. Как потом оказалось, одним из пилотов, сбитых немецких самолетов, был командир 2-го штаффеля JG 54, обер-лейтенант Отто Киттель, 4-й по результативности ас Люфтваффе.

К марту 1945 года командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка 185-й истребительной авиационной дивизии 14-го истребительного авиационного корпуса 15-й воздушной армии Прибалтийского фронта майор Степаненко совершил 395 боевых вылетов, в 112 воздушных боях сбил 32 самолета противника. Свою последнюю победу Иван Никифорович одержал в небе Прибалтики 8 мая 1945 года. Гитлеровцы, окруженные в районе Тукумса и Либавы, пытались вырваться из котла. Транспортный самолет Ю-52, до предела набитый офицерами и генералами, взлетел с аэродрома Серава и взял курс на Швецию. Но до пункта назначения не долетел. Он был атакован советским истребителем Як-9Т, с нарисованной «молнией» на борту, и сбит. На этом истребителе в конце войны летал Иван Степаненко.

К концу войны И.Н. Степаненко совершил 414 боевых вылетов, провел 118 воздушных боев, лично сбил 33 вражеских самолета, став одним из наиболее выдающихся советских асов летавших на самолетах Яковлева. За мужество и отвагу, проявленные в боях с противником, 18 августа 1945 года – в первый послевоенный праздничный День авиации – майор Иван Никифорович Степаненко был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

 

 

Дважды Герой Советского Союза майор

Степаненко Иван Никифорович 1945г.

После войны Иван Никифорович продолжил службу в армии. В 1949 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, а в 1957 году Военную академию Генштаба. Командовал авиационными соединениями, освоил реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17. Глядя на то, как генерал-майор Степаненко пилотирует реактивные самолеты, трудно было поверить, что пилоту уже более 50 лет. Летное долголетие прославленного воздушного бойца, его неутомимость в работе и неиссякаемая энергия, вызывали чувство особого уважения у молодых авиаторов.

В 1976 году И.Н. Степаненко уволился из ВВС. Жил в городе Львов, затем – в городе Черкассы.

В 1983 году вышла в свет книга «Пламенное небо», написанная прославленным летчиком. Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрашкин в своем отзыве об этой книге написал:

«Воспоминания дважды Героя Советского Союза, заслуженного военного летчика СССР, генерал-майора авиации запаса И. Н. Степаненко «Пламенное небо» посвящены советским летчикам-истребителям, сражавшимся с немецко-фашистскими асами в годы Великой Отечественной войны. Автор рассказывает, главным образом, о воздушных бойцах 4-го истребительного авиационного полка 20-й смешанной авиационной дивизии, в составе которой мне пришлось воевать в районе Кишинева и на юге Украины.

Многое из того, о чем автор повествует в первых главах, помнится и мне. Все мы восхищались тогда самоотверженными действиями в небе Родины командира полка В. Н. Орлова, старшего батальонного комиссара Н. И. Миронова, которые показывали всему летному составу пример личной храбрости и ратного умения, воспитывали неудержимое стремление к победе. Уже в первых боях с фашистами, прикрывая свои войска и военно-стратегические объекты с воздуха, советские истребители в тяжелейших условиях добились значительного успеха, противопоставили хваленым фашистским асам высокую морально-психологическую закалку, стойкость и боевое мастерство. За те бои многие летчики награждены правительственными наградами, а капитан А. Г. Карманов, старший лейтенант А. А. Морозов и лейтенант М. П. Галкин удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

В своих воспоминаниях автор на конкретных примерах как бы прослеживает нелегкий путь роста наших авиаторов в пламени войны, показывает, каких высот они достигли благодаря самоотверженному ратному труду.

В книге предельно лаконично и правдиво повествуется о героических событиях военных лет, о людях большого мужества и отваги, патриотах-интернационалистах, совершавших беспримерные подвиги в борьбе за свободу и независимость своей социалистической Родины.

Известно, что борьба эта была нелегкой. Герой войны И. Н. Степаненко не скрывает трудностей и невзгод, которые приходилось преодолевать советским авиаторам на пути к завоеванию превосходства в воздухе. Как человек, испытавший на себе все тяготы фронтовой жизни, горечь поражений и радость побед, он с неподдельной искренностью и присущей ему наблюдательностью воссоздает дух военного времени, рисует картины воздушных схваток с врагом, передает характеры советских авиаторов — отважных сынов Отчизны.

Автору книги И. Н. Степаненко пришлось участвовать в воздушных боях на Южном, Брянском, Воронежском. Сталинградском фронтах, в небе Кубани, над Орлом, в битве на Курской дуге, в Прибалтике. За годы войны отважный авиатор произвел более 400 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях, сбил лично 33 и в групповых боях — 8 фашистских самолетов. В полку, в составе которого он служил всю войну, выращено 15 Героев Советского Союза, 4 летчика удостоены этого высокого звания дважды: Владимир Лавриненков, Амет-Хан Султан, Алексей Рязанов и Иван Степаненко.

В мемуарах И. Н. Степаненко хорошо представлен образ советского аса — патриота, отлично знающего технику, в совершенстве владеющего тактикой воздушного боя. Четко прослеживается становление кадров советской авиации, когда крестьянские дети, получившие трудовую закалку в колхозе, воспитанники заводских коллективов учились в аэроклубах Осовиахима, становились курсантами военных училищ, пополняя Военно-Воздушные Силы нашей Родины.

Все дальше уходят в прошлое события, описанные в воспоминаниях бывалых людей, героев минувшей войны. Советский читатель учится на этих правдивых и искренних рассказах горячо любить нашу великую и прекрасную Родину и беречь светлое небо планеты от разрушительного военного пламени».

Иван Никифорович Степаненко был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, пятью орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-Й степени, многими медалями. В 1966 году ему было присвоено звание «Заслуженный летчик СССР».

Бронзовый бюст дважды Героя установлен на его родине. В 1999 году ему было присвоено звание генерал-лейтенанта.

Умер Иван Никифорович Степаненко 31 мая 2007 года. Похоронен в Черкассах.

 

Памятник, установленный благодарными земляками на родине героя в селе Нехайки.

 

 

Источники:

1. Бодрихин Н.Г. Советские асы. – М., 1998.

2. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. – М.: Воениздат, 1988.

3. Дважды Герои Советского Союза. – М.: Воениздат, 1973.

4. За мужество и отвагу. – Харьков, 1984.

5. Люди бессмертного подвига. Книга 2. – М., 1975.

6. Отчизны звезды золотые. – Львов: Каменяр, 1977.

7. Советские асы 1941-1945. Автор-составитель М.Ю. Быков. – М.: Яуза Эксмо, 2008.

Январь 2010г. Материал подготовил Б.И. Попов

 


В помощь увольняемым

Официальный сайт МО РФ  www.mil.ru содержит сведения  о мероприятих ведомственной     целевой программы " Реализация социальных гарантий военнослужащим, увольняе- мым с военной службы" на   2009-2010 годы. Здесь Вы    можете найти ответы: - как искать  работу с помощью   служб занятости и интернета,      - как пройти переподготовку,     - телефоны и перечень вузов,      - телефоны горячей   линии      по обеспечению жильем.

Вакансии для военнослужащих

Юридическая консультация:

Попова Елена         Валентиновна

т. 8-917-830-1949

 


Наболело?

Горячая линия главы города

Задать  вопрос  губернатору
Обращение   в   прокуратуру 

  

Праздники России

Бронирование гостинниц в Волгограде

Регистрация на   форум

 

Не зарегистрирован


Вход
Забыли пароль?
Регистрация

За верность Отечеству · Наши партнеры ·  100 летие КАЧИ · Видео · Финансовая поддержка 100-летия Качи · 7 Сталинградская спецшкола ВВС · Музей Качи. · Пакет атрибутики для участника 100-летия Качи. · Памятник Федотову А. В. · Исторические рубрики · Форум · Документы для скачивания · Раздел пользователя
Офицеры Волгограда, все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS