Хроника событий на Украине


Наши новости

21.11.15 

11.11.15 

25.10.15 

05.10.15 

 ВСЕ  НОВОСТИ

Новости АВИАЦИИ


 

 ПОМНИМ 

Герои Сталинграда

Лётчики совершившие воздушный таран

Лётчики-истребители 

Википедия о Каче

Виртуальная Кача

 

  Все качинцы

Сталинградское авиационное училище летчиков.

7 Сталинградская спецшкола ВВС

Волгоградский Центр «Качинец»

(школа юных космонавтов) приглашает подростков в возрасте 12-17 лет Занятия в Центре бесплатные. Прием с 9 до 11 и с 15 до 17 часов, кроме субботы и воскресенья ул. Пархоменко дом 43 подъезд 9 Т: 32-13-94

 Ахтубинская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой им. П.О. Сухого

Центральный Дом авиации и космонавтики


"Юный ястреб" ГУ АВИА СПОРТ КЛУБ  Прыжки с парашютом и полеты тел. 95-89-41, 95-79-79,  8-917- 330-4260  8-917- 330-4260 Услуги платные

 


B

Шеф-пилот ОКБ им. А.И. Микояна.

          

        Шеф-пилот ОКБ им. А.И. Микояна Александр Васильевич Федотов - летчик-спытатель № 1 СССР в послевоенные годы. Оспорить такую оценку трудно. Это признано и неофициально, и официально. А.В. Федотов – Герой Советского Союза генерал-майор авиации, «Заслуженный летчик-испытатель СССР», лауреат Ленинской премии, лауреат Золотой авиационной медали и трех медалей де Лаво Международной авиационной федерации. Его имя стало символом мужества и высочайшего профессионализма.

В авиационном мире летчик А.В.Федотов по – праву считается одним из самых выдающихся пилотов 20 столетия.

 

Александр Васильевич Федотов

Александр Федотов родился 23 июня 1932 года в Сталинграде (г.Волгоград). Его детство закончилось летом 1941 года, когда на фронт ушел отец. Когда немцы вошли в Сталинград Саша и матерью «мыкали горе» по близлежащим станицам. Как только армия Паулюса капитулировала, Федотовы вернулись домой. А вот Василий Федотов – Сашин отец с войны не вернулся. В 1944 году пришла похоронка: пал смертью храбрых при освобождении Варшавы…

В 1947 году 15-ти летний Александр окончил семилетку и поступил в 7-ю

Сталинградскую спецшколу ВВС, связав всю свою дальнейшую жизнь с небом, причем ее большая часть приходится на испытание самолетов Опытного конструкторского бюро Артема Микояна и Михаила Гуревича.

В 1950 году после окончания спецшколы ВВС он поступает в Армавирское училище летчиков. Так началась военная служба А.В. Федотова. В 1952 году после успешного завершения учебы в училище он был оставлен в нем летчиком-инструктором.

 

 

В Армавирском училище летчиков. Во втором ряду в центре курсант Александр Федотов.

В первом ряду второй слева его летчик-инструктор Роберт Семенович Мамкин.

Из воспоминаний бывшего летчика-инструктора Армавирского высшего Военного авиационного Краснознаменного училища летчиков подполковника в отставке Роберта Семеновича Мамкина:

«В то время я, лейтенант Роберт Мамкин служил в Армавирском военном Авиационном училище летчиком-инструктором, а Саша Федотов был в моей летной группе. Хорошо помню этого рослого, симпатичного юношу, помню, как мужал он от полета к полету, как одним из первых в моей группе вылетел самостоятельно на самолете МиГ-15. После окончания училища он был оставлен в нем летчиком-инструктором и в течении 5 лет уже сам учил курсантов.

…За более чем 25 лет его работы испытателем в ОКБ А. Микояна я не раз встречался со своим бывшим воспитанником и снова имел возможность видеть, каким недюжинным талантом обладал этот необыкновенный летчик. Герой Советского Союза, «Заслуженный летчик-испытатель СССР», лауреат Ленинской , и Государственной премии, шеф-пилот ОКБ им. А. Микояна – таким я знал Александра Васильевича. В его послужном списке 18 мировых рекордов по высшим авиационным достижениям. Гибель Федотова была

величайшей утратой для нашей авиации. И не случайно в подзаголовке своей книги Станислав Грибанов написал: «Мгновение жизни испытателя самолетов, который летал выше и быстрее всех на свете», а Генеральный конструктор А. Микоян сказал о Федотове: «Больше нет такого летчика. И долго не будет…»

Через несколько лет службы Александр Федотов стал одним из лучших летчиков-инструктров училища. Ему хотелось совершенствоваться как летчику и дальше. Такая возможность была после окончания школы летчиков- испытателей (ШЛИ). Но руководство училища не хотело отпускать классного летчика-инструктора. Во многом благодаря настойчивости и целеустремленности Федотова и порядочности одного из руководителей училища полковника А.А. Матвеева Александру Васильевичу удалось «вырваться» в ШЛИ. При этом А.В. Федотову пришлось уволиться из армии в звании капитана и на некоторое время стать гражданским лицом. В декабре 1957 года он приехал в Жуковский и поступил на самолетное отделение ШЛИ. Учителями Федотова в школе были такие выдающиеся летчики как Сергей Анохин, Султан Амет-Хан, Марк Галлай, Валентин Васин и др. 5 сентября 1958 года А.В. Федотов успешно завершил обучение в школе и по предложению будущего заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза, шеф-пилота ОКБ им. А.И. Микояна Григория Александровича Седова был приглашен работать летчиком-испытателем в прославленной авиационной фирме. Работу в ОКБ А.И. Микояна Александр Федотов начал с испытаний модернизированных вариантов серийно выпускавшихся истребителей МиГ-15 и МиГ-17. По настоянию Г.А. Седова он почти сразу же поступил в Московский авиационный институт, который окончил без отрывы от производства в 1965 году.

 

 

Второй слева Александр Васильевич Федотов, рядом с ним Георгий Константинович

Мосолов (в военной форме), следующий Артем Иванович Микоян.

Уже первые полеты Александра Федотова привлекли к нему внимание опытных испытателей и ведущих инженеров. В одном из них он столкнулся с очень опасной нештатной ситуацией и с честью вышел из нее. Сразу после после взлета самолет Е-152А самопроизвольно стал резко задирать нос. Федотов среагировал мгновенно: отдал ручку от себя, предварив падение скорости и сваливание. «Нащупав» режим, на котором, хотя и с большим трудом и риском, можно было удержать машину в воздухе, Александр Васильевич произвел посадку. Как выяснилось на земле, произошла поломка фиксатора рулевой машинки и под действием гидравлических сил агрегата шток стал быстро перемещать стабилизатор в крайнее положение. После этого случая агрегат

был снят с эксплуатации. При разборе полета всех поразила быстрота реакции молодого летчика-испытателя: в сложной неожиданной ситуации он своевременно принял и осуществил правильное решение. Тогда Федотов получил первую благодарность от Генерального конструктора А. Микояна.

С 1957 года началось интенсивное освоение опытными «мигами» больших сверхзвуковых скоростей. В тех полетах испытатели столкнулись с явлением помпажа силовой установки – неустойчивой работы системы воздухозаборник- двигатель, сопровождавшейся мощными хлопками, сильной тряской самолета и резким ростом температуры входящих газов двигателя. Все это приводило к остановке двигателя. Проблема возникла грозная и трудная. Первый помпаж силовой установки на «миге» случился в полете Владимира Нефедова 28 мая 1958 года. После останова двигатель не запустился. Полет закончился трагически. Проблема помпажа перешла в руки А.В. Федотова. Испытание нового сверхзвукового опытного самолета Е-6 было решено доверить ему.

Помпаж заявил о себе в первых же полетах Федотова на новом самолете. Были установлены его границы. После обработки полученных материалов вводили коррекции в программы регулирования систем управления воздухозаборником и двигателем. Порой казалось, что это опаснейшее явление устранено, но Александр Васильевич не успокоился на этом. Обрабатывая записи параметров работы силовой установки, инженеры видели, что Федотов опробует все новые и новые режимы, постепенно расширяя (увеличивая углы атаки и скольжения) области маневрирования на сверхзвуковых скоростях. Из этих полетов он снова привозил помпажи. И опять были анализы материалов, новые доработки, регулировки систем. Потом снова были испытательные полеты, в ходе которых Федотовым была выработана специальная методика проведения испытаний силовой установки на предельных режимах. Испытания

самолета были успешно завершены. Оправдала надежды и силовая установка. Написаны, утверждены отчеты и акты. Самолет запустили в серийное производство. Так Военно-Воздушные Силы получили новый надежный сверхзвуковой фронтовой истребитель с треугольным крылом МиГ-21. Его создание стало важной вехой в истории ОКБ. С конца 50-х годов истребитель выпускался серийно в течении 28 лет и имел более 20 модификаций. Уже только этот факт говорит о его достоинствах. Самолет принимал участие в боевых действиях в различных регионах и в свое время был признан лучшим истребителем в мире.

За успешно проведенные испытания МиГ-21 летчик-испытатель А.В.Федотов был награжден орденом Красного Знамени.

Далее были более сложные и ответственные задачи по испытанию самолетов ОКБ «МиГ», которые снискали славу отечественной авиации во всем мире. Александр Васильевич участвовал в испытаниях последующих модификаций МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций, Е-152А, СМ-1.

В 1962 году А.В. Федотов назначается на должность старшего летчика-испытателя ОКБ, сменив на посту шеф-пилота фирмы Г.К. Мосолова. Возглавив летную группу ОКБ «МиГ» Федотов создал самую «звездную» группу из числа действующих летчиков-испытателей.

 

                                                   

Шеф-пилот ОКБ им.А.И. Микояна                                                        А.В. Федотов. 1982 г.

А.В. Федотов

А.В. Федотов после испытательного полета.

 

За период с 1962 по 1984 гг. шесть летчиков-испытателей были удостоены звания Герой Советского Союза: К.К. Коккинаки (1964), А.В. Федотов (1966), П.М. Остапенко (1971), Б.А. Орлов (1974), А.Г. Фастовец (1976), В.Е. Меницкий (1982). Из числа работающих с А.В. Федотовым впоследствии звания Герой Советского Союза удостоен Т.О. Аубакиров (1988) и Героями Российской Федерации стали А.Н. Квочур (1992) и Р.П. Тоскаев (1992).

Опыт инструкторской работы в Армавирском летном училище очень помогали ему. Федотов был выдающимся летным наставником. Учил пилотов методически грамотно и на земле, и в воздухе. Мог влиять и умом, и личным примером, и твердостью своего характера. Можно с уверенностью говорить о существовании «федотовской школы» летчиков-испытателей. «Федотовская» школа как система сложилась в интересах создания на пределе научных и технических возможностей качественно новых боевых самолетов.

Сам Александр Васильевич всегда очень скрупулезно готовился к каждому испытательному полету: изучал техническую документацию, анализировал предыдущие полеты, беседовал с инженерами и техниками, на земле несколько раз мысленно проигрывал предстоящий полет. Очень помогали ему его летные книжки, которые в полном порядке лежали на его полке в летной комнате. Они хранили записи о всех полетах – от первого, курсантского, в Армавирском летном училище летчиков, до предпоследнего, под № 8997. Они до сих пор хранят записи обо всех 4818 часах, проведенных Федотовым в небе за 35 лет летной работы.

За четверть века работы в ОКБ Александр Васильевич Федотов освоил более 80 типов самолетов. Трижды он относительно благополучно катапультировался из аварийных машин: первый раз в апреле 1973 года из МиГ-23, второй – из разваливающегося МиГ-29 в октябре 1980 года и третий – в июле 1983 года в месте с Р.П. Тоскаевым из МиГ-23УБ. Во время второго катапультирования Федотов серьезно повредил позвоночник и два месяца провел в неподвижном состоянии. Для ежедневного выполнения восстановительных упражнений Александр Васильевич поставил в своей квартире небольшой тренировочный «комплекс». В результате длительного лечения и упорных тренировок Федотов вернулся к испытательной работе без

ограничений.

 

 

Слева А.В. Федотов и его женой Галина Васильевна.
Монино, музей ВВС, 1982 г.

 

А.В. Федотов установил 18 мировых авиационных рекордов. Из них – 3 рекорда абсолютные: скорости на замкнутом маршруте 2401 км/час (07.10.1961) на самолете Е-166, высоты полета 36240 м. (25.07.1973) на самолете Е-266 и и высоты полета 37650 м. (31.08.1977) на самолете Е-266М.

Александр Васильевич подготовил рекордсменку мира по самолетному спорту С.Е. Савицкую для установления рекордов скорости и высоты среди женщин на истребителе МиГ-25ПУ, а также курировал и консультировал подготовку к рекордам команду советских летчиц, в которую входили Л.Я. Зайцева, Н.А. Проханова, М.О. Соловьева и Е.Н. Мартова.

В августе 1975 года на опытный прототип МиГ-31 назначили экипаж –летчика-испытателя, шеф-пилота фирмы А.Ф. Федотова, ведущего инженера С.Г. Полякова, механика В.Н. Кичева. 16 сентября Федотов впервые поднял машину в воздух, после чего начались всесторонние ее летные испытания.

 

                                Миг-31.

                                                  МиГ- 31. Форсаж.

Испытания «тридцать первого» заняли несколько лет и подтвердили верность заложенных в него инженерных решений. К сожалению не обошлось без чрезвычайных происшествий – 20 сентября 1979 года произошла авария. Летчикам-испытателям П.М. Остапенко и Л.С.Попову пришлось катапультироваться. Не секрет, летчики-испытатели покидают опытные машины лишь в исключительных случаях, когда не остается шансов на благополучную посадку и нужно только успеть оставить обреченную машину. А это удается не всегда…

Свой последний полет на МиГ-31 Александр Васильевич Федотов выполнял вместе с штурманом-испытателем Валерием Сергеевичем Зайцевым 4 апреля 1984 года.

 

Штурман-испытатель В.С. Зайцев.

 

Полет выполнялся на отработку топливной системы самолета. Для точности эксперимента измерительная часть топливомера была отключена. В том полете летчика-испытателя А.В. Федотова подстерегла целая серия опасных случайностей и неблагоприятных факторов. На фоне особенностей бортовой информационной системы они невероятным образом сложились в трагическую цепь событий, приведших к катастрофе. При разгоне самолета на заданную скорость преждевременно сработала сигнализация выработки одной группы топливных баков, затем – другой. Летчик воспринимает это как утечку топлива и решает прекратить задание. При подходе к аэродрому загорелись лампочки выработки всех баков. Тут же загорелась лампочка аварийного остатка. На самом же деле топлива оставалось около 12,5 тонн.

Преждевременное срабатывание сигнализации, по всей видимости, убедило летчика в интенсивной течи топлива и возможной в любой момент остановки двигателей. Федотов принимает решение о немедленном заходе на посадку с виража.

Как было установлено впоследствии, причиной летного происшествия МиГ-31 № 202 явилось внезапное самопроизвольное движение самолета по крену и рысканью типа сваливания с последующим переворотом и резким снижением до высоты 800 метров в процессе предпосадочного маневра.

Александр Васильевич принимал все меры для прекращения снижения самолета до высота 150-200 метров, после чего прибегнул к катапультированию.

Отсутствие запаса высоты и времени к моменту катапультирования не обеспечило спасение экипажа.

А.В. Федотов жил в городе Жуковский Московской области и похоронен в городе Жуковский на Быковском кладбище.

 

 

Стенд посвященный А.В. Федотову в музее Армавирского ВВАУЛ.

 

Многим коллегам А.В. Федотова по испытательной работе порой казалось, что судьба берегла жизнь выдающегося профессионала. Но, к великому сожалению, прогресс в авиации оплачен и жизнью заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Александра Васильевича Федотова, прожившего неполных 52 года.

 

Мемориальная доска, посвященная А.В. Федотову, установленная в Армавирском ВВАУЛ.

Именем А.В. Федотова, помимо Школы летчикой-испытателей, названы улицы в Жуковском и Волгограде. В городе-герое на Волге Александр Васильевич Федотов провел свои детские годы, а в научном центре авиационно-космической промышленности страны он реализовался как яркий и незаурядный человек.

30 октября 2009 г. Материал подготовил Б.И.Попов.

Версия для печати
 


В помощь увольняемым

Официальный сайт МО РФ  www.mil.ru содержит сведения  о мероприятих ведомственной     целевой программы " Реализация социальных гарантий военнослужащим, увольняе- мым с военной службы" на   2009-2010 годы. Здесь Вы    можете найти ответы: - как искать  работу с помощью   служб занятости и интернета,      - как пройти переподготовку,     - телефоны и перечень вузов,      - телефоны горячей   линии      по обеспечению жильем.

Вакансии для военнослужащих

Юридическая консультация:

Попова Елена         Валентиновна

т. 8-917-830-1949

 


Наболело?

Горячая линия главы города

Задать  вопрос  губернатору
Обращение   в   прокуратуру 

  

Праздники России

Бронирование гостинниц в Волгограде

Регистрация на   форум

 

Не зарегистрирован


Вход
Забыли пароль?
Регистрация

За верность Отечеству · Наши партнеры ·  100 летие КАЧИ · Видео · Финансовая поддержка 100-летия Качи · 7 Сталинградская спецшкола ВВС · Музей Качи. · Пакет атрибутики для участника 100-летия Качи. · Памятник Федотову А. В. · Исторические рубрики · Форум · Документы для скачивания · Раздел пользователя
Офицеры Волгограда, все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS