Хроника событий на Украине


Наши новости

21.11.15 

11.11.15 

25.10.15 

05.10.15 

 ВСЕ  НОВОСТИ

Новости АВИАЦИИ


 

 ПОМНИМ 

Герои Сталинграда

Лётчики совершившие воздушный таран

Лётчики-истребители 

Википедия о Каче

Виртуальная Кача

 

  Все качинцы

Сталинградское авиационное училище летчиков.

7 Сталинградская спецшкола ВВС

Волгоградский Центр «Качинец»

(школа юных космонавтов) приглашает подростков в возрасте 12-17 лет Занятия в Центре бесплатные. Прием с 9 до 11 и с 15 до 17 часов, кроме субботы и воскресенья ул. Пархоменко дом 43 подъезд 9 Т: 32-13-94

 Ахтубинская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой им. П.О. Сухого

Центральный Дом авиации и космонавтики


"Юный ястреб" ГУ АВИА СПОРТ КЛУБ  Прыжки с парашютом и полеты тел. 95-89-41, 95-79-79,  8-917- 330-4260  8-917- 330-4260 Услуги платные

 


B

Из истории Пограничной службы России

О боевых действиях авиации пограничных войск КГБ СССР в Афганистане.

 

В интересах сводных боевых отрядов пограничных войск воевавших в Афганистане действовала и пограничная авиация, которая вела разведку, наносила ракетно-бомбовые удары по выявленным скоплениям моджахедов, выполняла другие задачи по обеспечению пограничных подразделений.

Авиационные части и подразделения пограничных войск Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа (КСАПО) и Краснознаменного Восточного пограничного округа (КВПО) работали, как правило, в своих зонах ответственности. Так, вертолеты Марыйского оап (КСАПО) в основном применялись на равнинной местности (в зонах ответственности Тахта-Базарского, Керкинского и Термезского погранотрядов). Душанбинский оап (КСАПО) действовал на горно-равнинной местности (в зонах ответственности Пянджского, Московского и Хорогского отрядов). Вертолеты Алма-Атинского оап (КВПО) обеспечивали оперативно-боевую деятельность Мургабского погранотряда в горах Памира (Гиндукушский «аппендикс») от стыка 4-х государственных границ до зоны ответственности Хорогского пограничного отряда.

При необходимости для несения службы и проведения операций на том или ином направлении привлекались вертолеты и из других зон ответственности. А экипажи, прибывавшие в командировку из других пограничных округов Советского Союза, принимали вертолеты в Душанбе и Марах, и затем, в зависимости от уровня их летной подготовки, отправлялись работать на соответствующий участок. Иногда им в течение командировки доводилось бывать на многих точках расположения сводных боевых отрядов в разных зонах ответственности: от Кушки (Туркменская ССР) до Хорога или Калай-Хумба (Таджикская ССР). Каждый из таких экипажей отправлялся в эти командировки где-то по 2 – 3 раза в год на полтора-два месяца.

Практически все специальные операции проводимые пограничными войсками в Афганистане осуществлялись с использованием пограничной авиации, которая выполняла при этом следующие задачи:

- обеспечение гарнизонов сборных боевых отрядов боеприпасами, продовольствием (даже водой) и материально-техническими средствами;

- прикрытие с воздуха транспортных колонн мотоманевренных групп (ММГ) на маршруте;

- воздушная разведка;

- нанесение ракетно-бомбовых ударов по огневым точкам, базам и складам моджахедов;

- доставка и высадка десантно-штурмовых групп (ДШГ) при проведении операций;

- огневая поддержка с воздуха ДШГ при ведении боевых действий;

- эвакуация убитых, раненых и больных;

- перехват караванов с оружием по данным разведки и свободная охота на них;

- выполнение заданий с использованием специальных радиотехнических средств;

- перевозка войск и грузов.

В афганской войне вертолетам суждено было занять особое место. В силу своей универсальности они применялись для решения широкого круга задач, а зачастую становились единственным средством обеспечения и поддержки многообразной деятельности 40-й армии и пограничных войск. Без преувеличения можно сказать, что вертолеты вынесли на себе всю тяжесть войны, пройдя ее от первых до последних дней. А «Ми-8» предстояло стать «рабочей лошадью» той войны. Более того, работа пограничных вертолетов началась еще до появления в Афганистане советских войск. Так, 4 сентября 1979 года в Кабул для охраны посольства СССР в Афганистане прибыл отряд пограничников в количестве около 50 человек. Туда же для обеспечения их деятельности и решения других задач были направлены два пограничных вертолета «Ми-8Т» с экипажами из Алма-Атинского оап (КВПО).

Полеты «на войну» совершались днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в горной и пустынной местностях. Экипажам вертолетов «Ми-8» иногда приходилось выполнять посадки с десантом на борту в горах на ограниченные площадки, подобранные с воздуха и находящиеся на высоте более 4000 м над уровнем моря. Кроме ночных вылетов на выполнение боевой задачи в составе пары бортов, бывали случаи, когда ночью в горах в условиях ограниченной видимости работали в одном строю до полутора десятков вертолетов «Ми-8».

В начальный период афганский событий пограничники обеспечивали и сопровождали ввод Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан отдельными рейдовыми действиями. Силами сводных боевых отрядов и мотоманевренных групп были прикрыты путем выставления гарнизонов на афганской территории наиболее опасные направления на советско-афганской границе (Пянджское и Памирское), а также создана сплошная 15-километровая зона безопасности вдоль всей границы. Численность пограничной группировки в Афганистане в этот период составляла около 2,5 тысяч человек с учетом мобильных резервов и пограничной авиации, действующих с территории Советского Союза.

В начале 1980 года в составе Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа была одна отдельная авиаэскадрилья (Мары), имевшая 12 вертолетов «Ми-8» и два самолета «Ан-24». 31 января 1980 года четыре экипажа вертолетов «Ми-8» под командованием майора Шагалеева Ф. С. (будущего героя Советского Союза) совершили первые вылеты на территорию Афганистана по маршруту «Пяндж – Нанабад – Янгикала – Московский».

Шагалеев Фарит Султанович родился 8 февраля 1947 года в городе Барнауле Алтайского края в семье рабочего. В 1965 году в городе Ташкенте поступил в авиационный спортклуб ДОСААФ, где учился летать на самолёте «Як-18» и вертолёте «Ми-1». В 1967 году окончил Аткарский авиацентр ДОСААФ и получил звание младшего лейтенанта. В 1970 году был призван в Военно-воздушные силы и направлен в пограничные войска на о. Сахалин. Летал на вертолёте «Ми-4», прошёл путь от лётчика-штурмана до командира звена. В 1973 году экстерном закончил Сызранское ВВАУЛ. В дальнейшем проходил службу в пограничных войсках в Средней Азии. С декабря 1979 года по апрель 1983 года – боевая служба в Афганистане. При выполнении боевых вылетов проявлял исключительную личную храбрость, лётное мастерство и высочайший профессионализм. Принимая участие в боевых действиях на территории ДРА, совершил свыше 1200 боевых вылетов. В феврале 1980 года Шагалеев Ф. С. под сильным огнем противника совершил посадку в районе боя и спас экипаж сбитого вертолета. В октябре 1981 года он успешно эвакуировал из труднодоступной местности попавшую в окружение десантно-штурмовую группу пограничников (80 человек). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1982 года подполковнику Шагалееву Фариту Султановичу за образцовое выполнение воинского долга, проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза.Награждён орденами «Ленина», «Октябрьской революции» и многими медалями.

 

        Герой Советского Союза

  Шагалеев Фарит Султанович

Из-за нехватки сил и средств в этот период действий в Афганистане на участок КСАПО привлекались вертолеты из Восточного и Закавказского погранокругов: в 1980 году – в среднем по 8 экипажей, в 1981 г. – по 10 экипажей, а в 1982 г. – по 12 экипажей ежемесячно. Дальневосточный пограничный округ выделял 1 экипаж со сменой на месте.

Одновременно в КСАПО шло наращивание авиационных сил и средств. Так, уже в середине 1980 года авиаэскадрилью в Марах усилили двумя звеньями вертолетов «Ми-8». В 1981 году была сформирована отдельная авиаэскадрилья в Душанбе, располагавшая 16 вертолетами и 4 самолетами. А на базе эскадрильи в Марах развернули отдельный авиаполк в составе двух эскадрилий с 36 вертолетами «Ми-8» и «Ми-24». Укомплектование экипажей осуществлялось также переводом летно-технического состава из частей и подразделений других погранокругов.

Первая крупная операция «Горы-80» по очистке от вооруженных мятежников приграничной афганской полосы в северной части Бадахшана была предпринята в феврале-марте 1980 года. Подразделения Хорогского, Московского и Пянджского погранотрядов на 30 БТР и БМП во взаимодействии с высадившимися десантами под прикрытием вертолетов очистили от моджахедов Абдуллы Вахоба ряд районов в кишлачной зоне полосой более 150 км и на глубину до 10 километров. Высадку десанта и его боевое обеспечение осуществляли 11 вертолетов «Ми-8». Бывали и потери в рядах летно-технического состава, а иногда случалось, что гибли в вертолетах и десантники из состава штурмовых групп, находившиеся на борту. Так, 23 февраля 1980 года в момент высадки пограничного десанта один из вер­толетов «Ми-8» был обстрелян противником и подбит. Радиотелеграфист мотомангруппы рядовой Малыгин А. Г., находившийся в нем, погиб. Александр Малыгин неоднократно участвовал в боевых операциях и был награжден медалью «За отличие в охране госу­дарственной границы СССР». Посмертно награжден орденом «Красной звезды».

В течение 1980 года в результате серии операций: «Весна-80», «Лето-80» и «Осень-80» в приграничных районах северного Бадахшана и провинции Тахар была освобождена значительная территория, что позволило афганским властям создать здесь органы власти и подразделения охраны.

23 мая 1980 года для прикрытия границы ДРА с Пакистаном и Китаем была проведена операция «Крыша». Пограничники от Мургабского отряда Краснознаменного Восточного пограничного округа (КВПО) выставили гарнизоны на северо-востоке Афганистана (в так называемом Гиндукушском «аппендиксе»), закрыв более 200 километров афгано-пакистанской границы, перехватывая в дальнейшем караваны с оружием, боевиков и агентов противника, следовавших из-за рубежа в Афганистан. В этой операции для десантирования пограничников и прикрытия выдвигавшейся наземной группы было задействовано более десятка вертолетов «Ми-8» Алма-Атинского оап. В первые дни десантирования и обустройства гарнизонов на точках экипажи вертолетов выполняли по 8 - 15 вылетов в день каждый, находясь в воздухе по 3 – 6 часов. Одна из вертолетных площадок «Гумбай» находилась на высоте 3900 метров над уровнем моря. Другие точки «Кипкут», «Сархад» располагались несколько ниже. Авиаторы-пограничники Алма-Атинского оап оказывали неоценимую помощь подразделениям КВПО и КСАПО, ведущим боевые действия в Афганистане. Десантирование и боевое повседневное обеспечение личного состава ДШМГ, нанесение ракетных и бомбовых ударов по моджахедам, воздушная разведка, эвакуация больных и раненых – вот диапазон лишь основных задач, которые выполняли экипажи пограничной авиации в Афганистане, в том числе и летчики отряда самолетов «Як-40». Действуя с учетом непростых особенностей горного ландшафта и метеоусловий, они показывали высочайший профессионализм, мужество, героизм и взаимовыручку. Многие пограничники-авиаторы были удостоены высоких правительственных наград. Среди них, «вставших на крыло» в Краснознаменном Восточном пограничном округе и позднее выросших в небе Афганистана до настоящих асов, – офицеры Гаврилов Н. Ф., Дубасов А. К., Недвига Ю. Д., Сергеев Н. И., Чиндин П. И. и многие другие.

На подготовку и выполнение боевых задач авиации существенное влияние оказывал ряд факторов. Основными из них являлись: тактика действий, степень оснащенности и обученности бандформирований; боевой состав, возможности и оперативное расположение нашей авиации.

В основе тактики действий душманов лежали партизанские действия малочисленных групп, осуществляющих внезапные короткие нападения на небольшие гарнизоны войск, колонны автомашин, слабоохраняемые административные и промышленные объекты. Это потребовало постоянной готовности авиационных групп к выполнению различных боевых задач и повышенной боевой готовности дежурных подразделений для срочной огневой поддержки с воздуха.

При нападении на объекты моджахеды не стремились с ходу овладеть ими. Сначала захватывали господствующие высоты, перекрывали подходы, создавали видимость окружения. Обстреливали с целью деморализации и прекращения сопротивления, иногда в течение нескольких часов и даже суток. Причем авиация многократно выручала подразделения, колонны и объекты, подвергавшиеся нападениям. Это требовало налаживания надежной радиосвязи между «землей» и «воздухом», умения производить целеуказание и наведение бортов для нанесения по противнику ракетно-бомбовых ударов, вызывало необходимость боевых вылетов ночью для работы по освещенной цели.

Поступление к моджахедам современных радиосредств, прослушивание наших переговоров, приобретение мятежниками опыта работы на авиационных частотах приводили иногда к запаздыванию десантов при блокировании бандформирований на их базах. От экипажей требовалось дисциплина радиообмена, использование кодированных таблиц, слов и фраз, выдерживания режима молчания. Ускоренно стали решаться задачи по радиоперехвату и пеленгованию радиостанций противника.

Серьезное влияние на подготовку и ведение боевых действий авиации оказывали способы проведения операций и задачи, решаемые авиацией в них. Так, в начальный период боевых действий из-за малочисленности авиационных групп и отсутствия боевого опыта преимущественно проводились так называемые рейдовые операции. В их основу было положено выдвижение сводных боевых отрядов и мотоманевренных групп совместно с афганскими подразделениями своим ходом или на автобронетехнике с последующим развертыванием, блокированием и уничтожением противника.

 

Полет пограничных вертолетов «Ми-8» на десантирование ДШМГ.

В период боевых действий с 1982 по 1987 гг. большинство проведенных операций были уже в аэромобильном варианте, то есть с перевозкой, доставкой и внезапным десантированием наземных подразделений по воздуху в районы предстоящих действий. Основными задачами авиации в аэромобильных операциях являлись десантирование десантно-штурмовых подразделений и их огневая поддержка с воздуха. Сущность десантно-штурмовой операции заключалась в быстрой, внезапной и массовой высадке хорошо вооруженных и максимально облегченных десантно-штурмовых подразделений и групп захвата посадочных площадок по периметру района прикрытия (блокирования). Десантирование осуществлялось при сильной огневой поддержке боевых действий десантных подразделений с воздуха, с последующим наращиванием сил и средств на захваченных или вновь подобранных посадочных площадках. С занятием исходных рубежей (районов) производились поиск и уничтожение противника. Обычно такие операции долго и тщательно готовились, проводились смело, дерзко и в ограниченные сроки. Но, не всё и не всегда проходило так, как хотелось бы. Пограничники воевали с хорошо подготовленным противником. Поэтому случались и серьезные потери.

Так, в Куфабском ущелье базировалось крупное бандформирование под командованием полевого командира Абдуллы Вахоба. Само ущелье представляло собой узкую долину вдоль реки Куфаб. Примерно 800 метров открытой местности, где был небольшой лесок и мельница у реки. 17 октября 1981 года там началась одна из операций по уничтожению базы.

Однако внезапности достичь не удалось. Вертолеты сводного отряда попали под огонь моджахедов. Первый вертолет десантировать пограничников не смог. Второй выбросил только троих, которые сразу были уничтожены противником. Командир отряда капитан Богданов летел в третьей «вертушке», командир которой – старший лейтенант Скрипкин Ю. М. погиб во время высадки ДШГ на площадке «Сайдан». Вертолет был сбит из крупнокалиберного пулемета ДШК. Второму пилоту удалось посадить машину и выбросить десант. Но уже на земле вертолет загорелся, а затем взорвался.
Всего на начальном этапе десантировались сорок три человека, которые попали под огонь дота, оборудованного под большим валуном. Пограничникам удалось забросать его гранатами. Бой длился 12 часов. Богданов, несмотря на контузию и ранение в руку, продолжал командовать десантом. Несколько раз прилетали вертолеты и сбрасывали боеприпасы. Только вечером смогли подобрать площадку для высадки второй очереди десанта. Победа далась дорогой ценой. В той операции погибло: 17.10.81–18.10.81 г. – 9 чел., 25.10.81 г. – 10 чел., и около тридцати были ранены.

С начала 1982 г. обстановка в Афганистане заметно осложнилась. Вооруженные выступления против установившейся власти стали принимать все более массовый характер. Около 40% уездов и волостей северных провинций ДРА оказались под контролем оппозиции. В связи с этим была значительно увеличена группировка спецподразделений пограничных войск. Среднеазиатский пограничный округ получил семь вновь сформированных однотипных мотоманевренных групп (ММГ), которые в ходе серии операций «Долина-82» были введены в Афганистан и размещены в шести провинциальных центрах на севере страны. В этот же период впервые в пограничных войсках были созданы две десантно-штурмовые маневренные группы (ДШМГ). В эти годы в Афганистане проходило службу более 7,5 тысяч пограничников. КСАПО располагал уже 62 вертолетами и 6 самолетами.

Одной из наиболее сложных была операция по вводу войск в северную часть провинций Тахар и Кундуз в январе – феврале 1982 года. Здесь моджахеды стремились всеми силами удержать базовые районы. В операции приняли участие 6 мотомангрупп и десантно-штурмовая маневренная группа на 78 БТР и БМП, 2 пехотных батальона 20-й афганской дивизии, мотострелковый и танковый взвод с артбатареей от советской 201-й мотострелковой дивизии. Упорное сопротивление противника преодолевалось массированным огнем всех имеющихся огневых средств и ударами авиации. Мотомангруппы были введены в Афганистан, где расположились гарнизонами, без потерь.

Типичной для действий в крупных населенных пунктах явилась Ташкурганская операция в апреле 1982 года. Ташкурган обороняли 16 боевых вооруженных отрядов оппозиции. К операции привлекались 6 мотомангрупп на 51 БМП и БТР, десантно-штурмовая маневренная группа Восточного погранокруга, 10 пехотных батальонов 18-й и 20-й афганских дивизий, советский мотострелковый батальон, артдивизион и батарея «Град» 201-й мотострелковой дивизии, 8 пограничных вертолетов. Опорные пункты мятежников, оказывающих ожесточенное сопротивление, подавлялись огнем минометов, гаубиц и реактивной артиллерии, широко применялись ракетно-бомбовые удары вертолетами.

Со 2 по 18 мая 1982 года в районе Куфабского ущелья проводилась спецоперация под непосредственным руководством начальника пограничных войск КГБ СССР генерала армии Матросова В. А., прибывшего для этой цели из Москвы в Московский погранотряд. На площадке местного аэропорта у пограничной заставы «Иол», откуда работала вертолетная группировка, присутствовал заместитель начальника ПВ генерал-лейтенант И. П Вертелко. Личное участие в этой операции принимал и командующий авиацией пограничных войск генерал-майор Н. А. Рохлов. Для проведения спецоперации было задействовано более 15 вертолетов «Ми-8» и «Ми-24». Ракетно-бомбовые удары вертолетами и десантирование пограничных штурмовых групп осуществлялись в районах Даргака, Муштива, Мадута, Сайдана, Карнива, Чашм-Дары, Навабада, Рогака, Калай-Куфа, Сшари-Пула и др. точек. А по позициям моджахедов возле Муштива был нанесен массированный одновременный бомбовый удар 9 вертолетами, следовавшими в едином строю колонной звеньев. Колонну возглавлял генерал-майор Рохлов. Операция длилась 17 дней. Одним только бортом из этой группировки вертолетов за время проведения операции было израсходовано: бомб (ОФАБ-250, ОФАБ-100) – 40 шт., зажигательных баков (ЗАБ) – 2 шт., НУРСов (С-5КПБ) – 646 шт., патронов (12,7 мм) – 1845 шт., патронов (7,62 мм) – 500 штук; десантировано: 66 чел и 7850 кг груза.

Огневая поддержка ДШМГ с воздуха вертолетами «Ми-24».

Понеся большие потери в конце 1983 года, вооруженная оппозиция изменила тактику действий. Сохраняя свои силы, боевики стали уклоняться от прямых боестолкновений и активизировали контрреволюционное подполье, диверсионные и террористические акты. Основные силы ушли высоко в горы, где в труднодоступных районах создали сильно укрепленную оборону, совершая вылазки в северные районы страны и к границе СССР.

Ярко выраженной аэромобильной операцией была - «мармольская», проведенная в январе-феврале 1984 года. В ней участвовали 3 мотомангруппы, 4 десантно-штурмовые маневренные группы, 30 вертолетов, 9 афганских пехотных батальонов, 1 сводный артиллерийский дивизион 201-й мотострелковой дивизии и 1 истребительно-авиационный полк ВВС. Созданная группировка заняла исходное положение на афганской территории – в г. Мазари-Шарифе. Отсюда же осуществлялось управление операцией. Операция проводилась без войсковой разведки на основе оперативных данных.

В ходе боевых действий блокирование осуществлялось десятью одновременно высаженными десантами пограничников. Афганские подразделения, действуя в составе двух обходящих отрядов с востока и запада, блокировали Мармольскую впадину. На исходные позиции поисковые группы афганских военнослужащих забрасывались вертолетами и действовали под их огневым прикрытием. Широкомасштабным действиям войск предшествовала мощная артиллерийская и авиационная подготовка, в ходе которой надежно подавлялись огневые средства ПВО, подрывались минные поля и управляемые фугасы. Не выдержав натиска, мятежники покинули базу, оставив в пещерах огромное количество оружия и боеприпасов.

Посадка вертолета «Ми-8» для переброски ДШМГ на другие позиции.

Ват как вспоминает один из боевых эпизодов того времени «Заслуженный летчик России» ветеран пограничных войск полковник запаса Кашин Александр Михайлович.

«...Обстановка было сложная. Звену было приказано высадить десант буквально на головы «духам», окопавшимся на гребне хребта. Высокие горы (более 4000 м) черной стеной стояли впереди. Где-то на одном из хребтов, примерно на высоте двух с половиной тысяч метров засели душманы. Они перекрыли единственную дорогу через этот хребет. Вначале в бой пошли боевые вертушки «Ми-24». Они щедро поливали врага свинцом из пулеметов, наносили удары НУРсами.

«Меня подбили» - неожиданно услышал я в эфире голос командира экипажа вертолета «Ми-24»капитана Владимира Жернова. И через мгновение увидел падающий на скалы «Ми-24». За ним тянулся серый шлейф дыма. Но через несколько секунд заметил, что упала машина сравнительно мягко на небольшой козырек, выступавший из горы. Не было взрыва, какой бывает обычно после падения подбитых самолетов или вертолетов. «Живы, надо спасать», - мелькнула мысль. Пролетев над головами «духов», быстро высадил десант и направил вертолет к месту падения «Ми-24». О посадке не могло быть и речи. Вертолет просто-напросто не поместился бы на крошечном козырьке. Осторожно подвел «Ми-8» боком вплотную к козырьку.

«Открывай дверь, крепи стремянку и сам на землю», - отдал приказание борттехнику. Тем временем «духи» отрядили группу для захвата в плен сбитых летчиков. Душманы быстро приближались, ведя на бегу огонь из автоматов. Штурман открыл ответный огонь из «калаша». Это несколько затормозило продвижение бандитов. Нам удалось спасти троих летчиков. Четвертый, прыгнувший с парашютом, был подобран другим «Ми-8».

Подобных эпизодов в Афганестане было у Кашина предостаточно. Ему приходилось, например, под обстрелом забирать в горах на высоте 2800 метров раненых воинов.

«Был июль, жара плюс тридцать пять», - вспоминает Александр Михайлович. «Двигатель работает вполсилы из-за нехватки кислорода. Завис тогда минут на двадцать. За это время успели забрать всех.»

Технические возможности Ми-8 позволяют перевозить не более пятнадцати пассажиров. В Джавайском ущелье Кашин однажды увозил из-под обстрела 38 воинов.

«Иное решение принять не мог», - говорит Александр Михайлович. «Посудите сами – имел ли я право кому-то подарить жизнь, а кого-то оставить погибать. «Ми-8» - машина надежная. Дотянули до своих».

Кашин Александр Михайлович четыре года воевал в Афганистане. Награжден орденами «Ленина», «Красного Знамени», медалями «За отвагу», «За отличие в охране государственной границы СССР». Более 6000 часов провел этот ас в воздухе, управляя различными вертолетами.

 

Полковник

Кашин Александр Михайлович

В марте-апреле 1985 года была проведена еще одна Ташкурганская операция по разгрому горных баз. К операции привлекались 6 мотомангрупп, 3 десантно-штурмовые маневренные группы на 72 БМП и БТР, 28 пограничных вертолетов, 10 афганских батальонов 18-й и 20-й пехотных дивизий, 3 мотострелковых батальона, 1 артполк и 12 вертолетов 201-й мотострелковой дивизии.

С учетом тактики действий моджахедов (уход из-под ударов в период их блокирования) в этой операции блокирование и чистка местности осуществлялись одновременно с проведением крупномасштабных демонстрационных действий в стороне от направления главного удара. Противник был застигнут врасплох и разгромлен.
В основной период боевых действий погранвойск в ДРА широко применялись крупномасштабные операции методом одновременного или последовательного блокирования (прикрытия) нескольких районов, расположенных на значительном удалении друг от друга. Основная роль в них принадлежала десантным подразделениям и пограничной авиации.

В 1985 году в ходе ряда операций спецподразделения советских погранвойск совместно с афганскими пограничниками приняли под охрану участок границы с Ираном в районе стыка трех границ, выставив здесь пограничные гарнизоны. 100-километровый участок афгано-иранской границы был надежно закрыт для караванов с оружием и боеприпасами, следующих в Афганистан из Ирана. Это был тяжелый год. В 1985 году пограничники понесли наибольшие потери на этой войне, по сравнению с другими годами.

С 1984 года до вывода войск из Афганистана авиационная группа Восточного пограничного округа базировалась на афганской территории вблизи кишлака Гульхана уже постоянно.

Гюльхана, подготовка НУРСов к боевому применению.

Несколько эпизодов из боевой деятельности авиаторов КВПО описаны в одном из номеров советского журнала «Авиация и космонавтика» в разделе «их наградила Родина». Автор статьи – полковник Е. Бессчеснов.

«На рассвете группа наших десантников, несших службу вблизи перевала, столкнулась с душманами, которые с запасом оружия проникли из-за рубежа в Афганистан. Вспыхнула ожесточенная перестрелка. В район разгоревшегося боя срочно вылетели три вертолета во главе с командиром звена капитаном Петром Чиндиным. Как только пришли на место, тотчас оказали огневую поддержку нашим воинам с воздуха. Бой длился уже около получаса, когда по радио прозвучал голос командира десантной группы:

- Кто может сесть? У нас один с тяжелым ранением в живот. Надо срочно эвакуировать...

Передав руководство группой капитану Михаилу Пятибратову, Петр Иванович повел свою машину к расщелине, чтобы забрать пострадавшего. Там и тут вспыхивали огоньки выстрелов. Как же спасти раненого? Пока борттехник в раскрытую дверь грузовой кабины обстреливал бандитов из пулемета, не давая им возможности прицельно ударить по вертолету, капитан Чиндин сделал попытку протиснуться в ущелье. Но расщелина оказалась настолько узкой, что можно было задеть за каменные откосы – несущий винт едва помещался между ними. Пришлось отказаться от первоначального замысла. Метрах в ста ниже по ущелью была небольшая площадка. Там тоже полно камней, но зато склоны раздвинуты дальше друг от друга.

- Давайте раненого к площадке! – решительно передал Чиндин командиру десантной группы. – И прикройте меня.

Экономя кончавшиеся боеприпасы, экипаж изредка отвечал на душманский огонь. Летчик вел машину к выбранному месту. Взгляд задержался на стрелке топливомера. Она упорно смещалась к нулевому делению. Под огнем бандитов солдаты перенесли раненого вниз и загрузили в вертолет, который в это время балансировал на одном колесе возле большого валуна на крохотной площадке. После взлета борт, огибая под облачным небом горные вершины, пошел на свою точку, где уже наготове ждал другой вертолет. И как только Чиндин зарулил на стоянку, к его машине бросились несколько человек. Быстро перенесли солдата на «Ми-24» капитана А. Кивалкина, и тот немедленно поднялся в небо. Несколько позднее узнали, что Кивалкин доставил раненого в госпиталь. Успели вовремя.

Как-то был бой в начале декабря в районе перевала Мач-Ан, высота которого – около 5000 м. На ближайшем к нему плато группировка вертолетов 10-го оап весь день работала по формированию душманов, численностью в несколько сот человек, поддерживая наших воинов, блокировавших банду в этом месте до тех пор, пока сюда не прибыли афганские пехотинцы, довершившие дело.

Подобных боевых эпизодов в летной биографии офицеров: П. Чиндина, М. Пятибратова, А. Кивалкина, А. Новикова, Е. Кузьмина, В. Козлова и других летчиков было немало. Кроме отражения душманских набегов экипажам приходилось заниматься и доставкой на вертолетах продовольствия, теплых вещей, керосина и прочего для жителей афганских селений во время паводков, когда рушились мосты и смывались дороги, отрезая население кишлаков от внешнего мира».

Вертолет «Ми-26» на Мач-Ан, осень 1986 г.

В конце августа 1986 года пограничный десант попал в засаду. Запросили помощи с воздуха. Вертолеты вел командир эскадрильи Виктор Пикин. Узкая теснина с крутыми скальными обрывами ограничивала возможность маневра, поэтому атаковать пришлось поочередно. Воспользовавшись этим, душманы очередью из ДШК подбили «Ми-8» старшего лейтенанта В. Стрельникова. Он пошел на вынужденную посадку вблизи боевых порядков противника. Попытки оставшихся двух экипажей спасти товарищей не увенчались успехом. Душманы сосредоточили в этом районе огонь всех своих зенитных средств. Получив повреждения, вертолеты вынуждены были покинуть район боевых действий. Пикин, увидев, что вертолет Стрельникова подбит, развернулся и поспешил на помощь. Навстречу ему тянулись трассеры зенитного пулемета. Рискуя оказаться сбитым, комэск продолжал снижаться. Его прикрывала пара винтокрылых машин. Взрывы НУРСов заставили боевиков залечь. Пикин тут же посадил свой вертолет рядом с подбитым, забрал экипаж и под ураганным огнем взмыл ввысь.

Пикин Виктор Николаевич родился 18 мая 1953 года в Свердловской области. В 1973 году окончил Саратовское военное авиационное у чилийке летчиков. С 1973 по 1982 гг. – служба в Дальневосточном пограничном округе. С 1982 по 1986 гг. – Среднеазиатский пограничный округ, командир звена вертолетов «Ми-24», заместитель командира эскадрильи по летной подготовке, командир эскадрильи. С 1986 по 1992 гг. – Восточный пограничный округ. С 1994 года – начальник авиации Западной пограничной группы. «Ветеран боевых действий» в Афганистане. Награжден орденами «Красного Знамени», «Красной Звезды», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». «Заслуженный летчик Российской Федерации».

Полковник

Пикин Виктор Николаевич

С начала 1987 г. пограничникам в Афганистане запрещалось участие в боевых операциях без разрешения Москвы. В этой связи к весне 1987 года обстановка в зонах ответственности погранвойск значительно осложнилась. Мятежники, получив свободу передвижения, начали восстанавливать свои базы, восполнять потери, в основном за счет переброски вооруженных диверсионных и террористических групп из Пакистана. Эти действия привели к срыву национального примирения и к затяжке братоубийственной войны. Так называемый «главнокомандующий отрядами Исламского общества Афганистана» (ИОА) Ахмад Шах Масуд объединил ряд соперничавших вооруженных формирований и провел несколько успешных наступательных операций, а также провокаций на границе. Так, в марте 1987 года моджахеды обстреляли реактивными системами советский город Пяндж и совершили нападение на группу пограничников Московского погранотряда. В результате этих терактов погибли пограничники и мирные жители.

Для обеспечения безопасности советско-афганской границы и предотвращения бандитских действий были прикрыты с афганской территории советские города и населенные пункты Кушка, Термез, Пяндж, Московский, Хорог и ряд других, а также все мосты и переправы. Для этой цели были выделены специальные подразделения, заставы и погранотряды, усиленнные личным составом, артиллерией, в том числе реактивной, и др. боевой техникой. Пограничники получил дополнительно вертолеты и самолеты.
Для очистки приграничной с СССР зоны от наиболее активных мятежников погранвойска вынуждены были совместно с афганскими силами в 1987 – 1988 гг. вновь провести несколько операций. Например, 22 октября 1987 года были сорваны действия непримиримой имамсахибской группировки по повторному обстрелу советского г. Пянджа.

С 15 мая 1988 по 15 февраля 1989 года спецподразделения погранвойск предприняли ряд крупномасштабных действий по обеспечению безопасности вывода из Афганистана частей 40-й армии. Выдвижение армейских колонн в зоне ответственности пограничных войск осуществлялось по двум маршрутам с пропуском их на границе: в Кушке и Термезе. Спецподразделения погранвойск выводились из ДРА в последнюю очередь - с 5 по 15 февраля 1989 года.
На первом этапе вывода ОКСВ (15 мая – 15 августа 1988 г.) с уходом 50 % советских войск вооруженным формированиям оппозиции удалось взять под контроль ряд районов ДРА (Файзабад, Шахри-Бузурга, Ханабад, Кундуз и др.), а в декабре 1988 года, объединившись в 5-тысячную группировку, провести крупную наступательную операцию и захватить город Талукан с огромными трофеями.
На втором этапе вывода войск (15 ноября 1988 – 15 февраля 1989 гг.) борьба оппозиционеров за расширение сферы своего влияния значительно усилилась. Они свергли в ряде городов (Имам-Сахиб, Калабад и др.) законную власть. В связи с этим для усиления прикрытия советско-афганской границы в зоны ответственности Тахта-Базарского, Керкинского, Пянджского и Московского погранотрядов дополнительно были введены 6 мотомангрупп из Восточного, Забайкальского, Тихоокеанского и Дальневосточного пограничных округов. Погранотряды были усилены реактивными системами «Град». К концу 1988 года пограничные войска имели самую крупную за время пребывания в ДРА универсальную группировку численностью более 11 тысяч человек, обладавшую большими оперативными и боевыми возможностями. Группировка располагалась в 66 гарнизонах на афганской территории и поддерживалась значительными силами погранподразделений и авиацией с советской территории. Авиация пограничных войск работала с большим напряжением. Только с сентября 1988 г. по январь 1989 г. авиаторами-погарничниками было совершено более 1900 вылетов. К этому времени и моджахеда научились бороться с авиацией.

Из статьи подполковника Дмитрия АЛЕНТЬЕВА:

«Когда командир экипажа вертолёта «Ми-8» Валерий Попков увидел, как в правый двигатель машины боевого товарища капитана Ильгиза Шарипова вонзилось жало «Стингера», он на мгновение закрыл глаза. В следующую секунду вертолёт сослуживца загорелся и боком стал падать на землю, где, по данным разведки, кишмя кишели моджахеды (это был январь 1989 года, район Ханабада, советские войска покидали Афганистан). Попков направил «Ми-8» вслед за терпящим катастрофу вертолётом.

Из горящего, падающего «тридцать седьмого» выпрыгнул старший лейтенант Щеняев, дёрнул за кольцо парашюта – и попал под лопасти несущего винта... Ильгиз Шарипов, бывший десантник, выпрыгнув, сделал затяжной прыжок и воспользовался парашютом буквально в ста метрах от земли. Остальные члены экипажа – офицеры Бариев, Долгарев, старшие прапорщики Залетдинов и Клименко – погибли при взрыве вертолёта.

К удачно приземлившемуся капитану Шарипову со всех ног рванули бандиты, где-то около восьмидесяти человек. Валерий Филиппович выпустил по ним неуправляемые ракеты. А капитан, словно не замечая пришедшего на помощь вертолёта, что есть силы бежал вдоль арыка. И лишь когда Попков посадил «Ми-8» в нескольких метрах от него, остановился.

Члены экипажа вертолёта Сергей Шустиков и Эрадж Курбанов втолкнули Шарипова в машину, а сами, не сказав ни слова Попкову, бросились бежать к чадившему «тридцать седьмому», до которого было метров триста, а то и больше. В горячке боя не сообразили, что к сбитой машине легче подлететь с Попковым, которому уже ничего не оставалось, как только медленно – а это очень опасно! – «вести» товарищей, отстреливаясь от наседавших моджахедов из всех стволов.

Бандиты тоже не жалели боеприпасов. Обшивка вертолёта буквально трещала от пуль и осколков разрывавшихся гранат, от взрывных волн «Ми-8» бросало из стороны в сторону. Наконец товарищи, добравшись до остатков машины Шарипова и убедившись в том, что живых нет, а трупы сгорели, заскочили в «Ми-8». В кабине запахло керосином – следствие повреждения топливной системы. «Это конец», - молнией пронзила мысль сознание.

Оторвавшись от площадки на пару метров, Попков на несколько секунд «застопорил» машину над землёй. Странно: моджахеды целились в вертолёт, но не стреляли. Один из них, заметил Попков, тот, что с подствольником, чуть отведя приклад автомата от плеча, хамовато улыбался. Дескать, ну давай, давай отворачивай в сторону, взлетай, сейчас своё получишь. Всё, шурави, ваша песенка спета.

Эх, была не была... Попков ударил «по газам» - и резко повёл вертолёт прямо на бородатых мужиков. Он увидел ужас в глазах ухмылявшегося, который то ли не решился, то ли не успел воспользоваться подствольником, - машина прошлась по головам моджахедов колёсами и так же стремительно ушла в небо.

Двадцать одна пробоина – таков итог того необычного, в какой-то степени психологического противостояния с противником. Но даже не это сразило членов технической комиссии, осматривавших машину Попкова. Они удивились пуле, которая странным образом застряла в аппаратуре пилотской кабины – как раз напротив головы Валерия Филипповича. «Вертолётчиков спасло просто чудо», - скажут начальники в Душанбе. «Личная храбрость, бесстрашие командира экипажа вертолёта», - поправят в Москве и, вспомнив, что Попков не раз бывал в подобных ситуациях, спас жизни многим и многим пограничникам, согласятся с тем, что Валерий Филиппович достоин звания Героя».

Попков Валерий Филиппович родился в 1961 году в посёлке Кильмезь Сюмсинского района Удмуртской АССР. В 1978 году поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 1982 году, после окончания СВВАУЛ, был направлен для продолжения службы в КСАПО. В период с 1982 по 1989 гг. совершил более 2500 боевых вылетов. Выполнял задания связанные с десантированием войск, проведением воздушных разведок, доставкой боеприпасов и продовольствия, эвакуацией раненых, прикрытием транспортных колонн. После окончания командного факультета Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина проходил службу в Заполярье, затем преподавал в академии Федеральной пограничной службы России. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1989 года капитану Попкову Валерию Филипповичу за проявленные мужество и героизм по оказанию интернациональной помощи ДРА присвоено звание Героя Советского Союза.

Герой Советского Союза

полковник

Попков Валерий Филиппович

Авиаторы-пограничники в течении 10-летней афганской войны успешно решали поставленные перед ними боевые задачи, проявляя при этом профессиональное мастерство, мужество и героизм. К большому сожалению не обошлось и без потерь.

Безвозвратные потери личного состава авиации пограничных войск КГБ СССР в Афганистане составили 55 человек.

Потери авиационной техники составили 62 вертолета, из них сбиты огнем противника 28 единиц, небоевые потери составили 33 вертолета – это в основном при посадках и взлетах с высокогорных площадок.

АНГЕЛЫ НЕБА

Мы натужно уходим на взлет
На предельных винта оборотах:
Перегружен опять вертолет!
Это наша мужская работа…

В нарушенье всех правил полетов
Вверх идем вдоль отвесной скалы…
Уязвима машина на взлете:
Пулемётов щетиним стволы…

В небо рвемся из пасти ущелья –
Нам набрать бы чуть-чуть высоту!..
На исходе лимиты везенья
Зубы сжав, помогаю винту…

Мой ведомый отбросил душманов,
Склон горы обработав из пушки…
Мы уходим, прикрывшись туманом,
Отстреляв тепловые ловушки…

Две пятнистые хищные рыбы,
Барракуды воздушных морей…
Мы спасли обреченных на гибель,
Угодивших в засаду парней,

Опаленных афганским огнем,
Долг исполнивших свой до конца…
Их уносим мы в чреве своем,
Из смертельного вырвав кольца.

…Кто отведал солдатского хлеба,
Будет помнить о том неспроста:
Вертолетчики – ангелы неба
Со сверкающим нимбом винта…

Автор стихотворения – Владимир Козубов

Материал подготовил

август 2009 г. ветеран пограничных войск Б.И. Попов.

Версия для печати
 


В помощь увольняемым

Официальный сайт МО РФ  www.mil.ru содержит сведения  о мероприятих ведомственной     целевой программы " Реализация социальных гарантий военнослужащим, увольняе- мым с военной службы" на   2009-2010 годы. Здесь Вы    можете найти ответы: - как искать  работу с помощью   служб занятости и интернета,      - как пройти переподготовку,     - телефоны и перечень вузов,      - телефоны горячей   линии      по обеспечению жильем.

Вакансии для военнослужащих

Юридическая консультация:

Попова Елена         Валентиновна

т. 8-917-830-1949

 


Наболело?

Горячая линия главы города

Задать  вопрос  губернатору
Обращение   в   прокуратуру 

  

Праздники России

Бронирование гостинниц в Волгограде

Регистрация на   форум

 

Не зарегистрирован


Вход
Забыли пароль?
Регистрация

За верность Отечеству · Наши партнеры ·  100 летие КАЧИ · Видео · Финансовая поддержка 100-летия Качи · 7 Сталинградская спецшкола ВВС · Музей Качи. · Пакет атрибутики для участника 100-летия Качи. · Памятник Федотову А. В. · Исторические рубрики · Форум · Документы для скачивания · Раздел пользователя
Офицеры Волгограда, все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS